Инновационный потенциал Центра раннего развития дошкольников «Ступени» состоит в его востребованности и реалистичности. ^ Дети приобретают более прочные знания, умения, навыки наряду с опытом социальной активности. Учителя стимулируются к разработке и внедрению новых продуктивных технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися; полученный гарантированный результат обучения усиливает мотивацию к повышению квалификации. Родители уверены в безопасности, физической и психологической комфортности пребывания в гимназии для своего ребенка; готовы сотрудничать с гимназией, воспринимать образование как инвестиционную сферу.
Организация работы Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени»
Дошкольное образование охватывает детей в возрасте 5-6 лет, задачи – подготовка к общему образованию посредством развития базовых способностей детей через активные занятия с педагогами, психологами, логопедом. Программа дошкольного образования (пропедевтические курсы «Ступени») позволяет осуществить органичный переход от дошкольного детства к системе гимназической жизни.
Образовательная среда гимназии – одна из главных составляющих качества образовательного пространства.
Принципы организации безопасной образовательной среды: открытость, преемственность, создание для учащихся возможности сканирования различных видов деятельности (благодаря системе дополнительного образования), безопасность жизненного уклада, ученическое самоуправление, участие в управлении учащихся, родителей, педагогов.
Организация работы Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» строится в соответствии со следующей схемой управления:
При используемых путях организации образовательного процесса Центр раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» основывается на следующих принципах:
принцип понимания потребителей образовательных услуг, основанный на учёте потребностей и динамике рыночной конъюнктуры;
принцип борьбы за потребителя, суть которого в борьбе за «своего» потребителя, а не сбыт образовательных услуг; образовательные услуги – лишь средство для достижения цели, а не сама цель;
принцип максимального приспособления производства образовательных услуг к требованиям рынка. Маркетинговой стратегией образовательного учреждения является концепция социально-этичного маркетинга образовательных услуг, состоящая в определении нужд и потребностей целевых рынков, удовлетворение их более эффективными и продуктивными способами, учитывая при этом потребности общества в целом.
Маркетинг в общеобразовательном учреждении включает в себя несколько этапов:
Последний этап, переходя в первый, замыкает кольцо микромаркетинга в учреждении.
Главной тактической задачей Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» является обеспечение максимальной удовлетворённости детей и их родителей(законных представителей),
реализация социального заказа.
Кредо дошкольного Центра раннего развития детей – «Образовательное учреждение выбора». Основная организационная форма работы – обучение детей через разные виды деятельности.
Виды деятельности: обучение грамоте и развитие речи;
математика и логика;
ознакомление с окружающим миром;
психологические занятия «Познаю себя»;
речевая деятельность под руководством логопеда;
музыка;
ритмика;
изобразительная деятельность;
художественный труд и конструирование.
Время проведения: суббота, с 900 до 1400. Смена видов деятельности происходит через 25 – 30 минут. Каждый вид деятельности сменяется обязательными двигательными паузами.
Социальный заказ общества - возможность дополнительного образования детей. Дополнительное образование в дошкольном Центре раннего развития «Ступени» выстраивается по принципу творческих студий:
занятия ИЗО;
хореография;
музыкально-вокальный кружок.
В системе дополнительного образования творчески решается проблема диагностики интересов детей. Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает следующие задачи:
Развитие творческих способностей и творческой активности детей.
Развитие познавательных интересов детей.
Формирование мотивации успеха.
Создание условий для самоутверждения и самореализации.
Создание условий всестороннего развития личности.
Посещение кружков предлагается в вечернее время в рабочие дни недели или в субботу днём. При этом родители и дети имеют право выбора удобного времени посещения занятий.
Все программы, реализуемые в дошкольном Центре раннего развития «Ступени» прошли лицензирование:
лицензия – регистрационный номер ОО – 0046 от 06 апреля 2007 года – действительна до 06 апреля 2012 года. Для работы в дошкольном Центре раннего развития формируются группы детей численностью до 20-25 человек. Число групп устанавливается в зависимости от количества поданных заявок на посещение дошкольного Центра.
Продолжительность работы дошкольного Центра раннего развития предполагает возможность выбора:
двухлетние занятия;
восьмимесячные занятия.
Режим работы строится с учётом продолжительности пребывания детей в дошкольном центре раннего развития; регламентируется единым расписанием видов деятельности в соответствии с требованиями СанПиН, строится на принципах интеграции, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.
При составлении расписания учитываются гигиенические требования:
организация горячего питания (завтрак, обед в столовой);
активный отдых при смене видов деятельности.
Такой режим работы позволяет равномерно распределить учебную, психолого-педагогическую, динамическую нагрузку ребёнка, создать комфортные условия для нахождения ребёнка в общеобразовательном учреждении.
Для полноценного функционирования дошкольного Центра раннего развития «Ступени» созданы все необходимые условия:
оборудованы кабинеты;
мультимедийный центр на базе библиотеки;
игротека в классах;
подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;
хореографический зал;
актовый зал;
медицинский кабинет;
кабинеты психолога и логопеда;
столовая.
В работе Центра раннего развития детей дошкольного возраста активно используется специализированный кабинет начальных классов, полученный в рамках проекта модернизации образования.
В дошкольном Центре раннего развития «Ступени» бережно относятся к детскому времени, избегая перегрузок учащихся, поэтому
главный критерий педагогического коллектива - эффективность и целесообразность. Основные методы работы с дошкольниками: интерактивные методы обучения- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения;
задания занимательного и творческого характера;
психогимнастика, элементы сказкотерапии и арттерапии;
релаксационные упражнения;
использование современных средств обучения – интерактивные доски, компьютерной техники, мультимедийных проигрывателей, соответствующего программного обеспечения.
Используемые методы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.
Программа работы строится в соответствии с
общими принципами:
Программа базируется на следующих
основных линиях развития дошкольников: формирование произвольного поведения;
овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
переход от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого человека);
мотивационная готовность.
Структура содержания образования дошкольного Центра раннего развития «Ступени»Образовательная программа предшколы развития состоит из пяти блоков: «Ребёнок», «Окружающий мир», «Общество», «Познание», «Язык символов», которые базируются на программах: «Школа - 2100», «Школа 2000…».
«Я верю в себя, в свои силы и «Я»- часть природы, я стараюсьвозможности. Я знаю, как сде- понимать окружающий меня лать так, чтобы всё у меня мир, видеть красивое и любо-получилось» ваться им, я сознаю, как хруп-ка природа и стараюсь ничегоне разрушить, я сострадаю все-му живому на Земле«Я хочу научиться «Я стараюсь бытьпонимать язык символов, доброжелательным и тер- чтобы много узнать от других пимым в общении, я понимаю,людей и рассказать самому» что другие люди могут отличать-ся от меня, я стараюсь работатьс другими людьми сообща» Стержневые линии содержания образования дошкольного Центра раннего развития «Ступени»:
развитие игровой деятельности;
охрана здоровья и физическое развитие;
речевое развитие;
развитие в музыкальной деятельности;
развитие в изобразительной деятельности;
развитие в конструктивной деятельности;
развитие элементарных математических представлений;
первичные основы естественнонаучных знаний;
основы логического мышления.
Программы реализованы в следующих пособиях и методических рекомендациях для педагогов:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет(ч.3,4).
Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 3-4.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1,2).
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз –ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч.1, 2).
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3).
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.
О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 5-6 лет (ч. 3).
О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.
Образовательное пространство дошкольного Центра раннего развития «Ступени»^ Виды деятельностиРазвитие ребёнкаприоритеты развитиявзаимодействиес окружающим миромсоциализация,взаимодейст-виес обществомразвитие познанияориентация в языке символовОбучение грамоте и развитие речи
Развитие речи, сенсомоторной координации, мелкой моторики
Познание мира с помощью речи, русская культура
Общение, передача информации, опыта
Логика русско-го языка, нор-мы письменной и устной речи, работа с текстом
Мимика, письменная речь, кирил-лица, жесты
Математика, логика
Развитие вербально-логи-ческого и конструктивно-го мышления
Познание мира и его освоение с помощью языка математики, ло-гики
Практическая деятельность по преобразованию мира
Логическое мышление, математическая логика
Символы математики,
графика
Окружающий мир
Развитие общей осведомлённо-сти, логичес-кого и на-глядно-образ-ного мышле-ния, формиро-вание экологи-ческого созна-ния, здорового образа жизни
Природная среда и среда, созданная человеком, баланс человеческой деятельности
История опыта человека
Закономерности развития природы, чело-веческой дея-тельности
Экран природы
Искусство (ИЗО, худо-жественный труд, музыка, хореография)
Развитие худо-жественных способностей, образного мышления, эмоционально-го развития
Познание мира с помощью искус-ства
Культура на-родов
Познание мира с помощью ис-кусства
Художественные средства (звук, линия, цвет, жесты)
Основная
цель ознакомления с окружающим миром – знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта. Общее и речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель развития речи и подготовки к обучению грамоте – развитие умения говорения, слушания, чтения(слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Цель математического развития – развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей).
Цель занятий по программе «Познаю себя» - развитие природной любознательности дошкольника, в т.ч. интереса к самому себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержка в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Эти занятия – форма психолого-педагогического сопровождения процесса вхождения ребёнка в мир знаний и социальных отношений.
Цель занятий ритмикой – приобщение ребёнка к основам культуры движения. Формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребности в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.
Особенности программ подготовки в дошкольном Центре раннего развития «Ступени»1.Обучение грамоте и развитие речиЗадачи обучения:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитее наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
развитие слушания, говорения, чтения;
развития интереса и внимания к слову, к собственной речи и к речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Большая роль в работе, как уже говорилось ранее, отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения.
Особое место при подготовке к школе отводится постановке руки. Формирование каллиграфических навыков письма актуально в начальной школе, потому что они способствуют навыкам грамотного письма. У первоклассника письма вызывает большую трудность, которая вызвана мышечной слабостью рук, недостаточным развитием мелких мышц кистей рук.
Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем выше взаимодействие с орудием труда (ручкой). Мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Поэтому у семилетних детей физиологический период работы мускульной памяти уже миновал.
Всё это объясняет необходимость подготовительного периода (этапа) обучения письму. Этот этап включает в себя следующую работу:
физические упражнения для развития и укрепления мышц руки;
штриховка объектов в разных направлениях, работа с трафаретами;
упражнения для развития свободных и плавных движений руки;
рисование ручкой предметов похожих на образ определённой буквы;
письмо элементов букв.
2. Математика и логикаОсновные задачи курса:
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
развитие логического мышления ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений;
формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации для выполнения того или иного действия и т.д.)
увеличение объёма памяти и внимания, обучение навыкам произвольного управления вниманием;
выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Особое внимание уделяется совершенствованию ощущений, восприятий наглядных представлений. С целью развития этой стороны психики используются задания и игры, повышающие остроту зрения и точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух.
Самое серьёзное внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих сил детей. Этому способствуют различные виды деятельности: игры, конструирование, рисование, творческие пересказы, сочинения сказок и рассказов, поиск геометрических образов в окружающей обстановке и т.д.
3. Музыка и ритмика Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей дошкольного возраста в условиях учебного заведения является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.
Раннее приобщение детей к
музыке создаёт необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Основные задачи :
привитие детям любви и интереса к музыке;
накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкального вкуса;
выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков.
Осуществление этих задач основывается вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным восприятие ребёнка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании, пении и движении.
Специфика музыкального воспитания определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни. Их внимание неустойчиво и требует постоянной смены впечатлений. Учитывая это, необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя на занятиях что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя упражнения с лёгкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом работы. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитывающего характера: необходимо приучать детей к дисциплине, развивать чувство ответственности, уважения и чуткости ко взрослым и товарищам, воспитывать доброту.
Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их творческие способности.
Цель занятий – подвести детей к тому, чтобы они могли к концу занятий сказать не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создать у них непреодолимое желание выражать себя.
^ Задачи курса:
улучшить качество движения, развивать умение придавать движениям непринуждённый характер (пружинный, плавный, скаковой);
воспитывать выразительность исполнения через игры, пляски;
развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться организованно, выполнять различные перестроения.
Для выполнения этих задач включаются следующие упражнения:
гимнастические (шаги, наклоны, приседания, маховые движения);
танцевальные (элементы народного, бального , современного танца);
сюжетно-образные (изображение движения животных, действия людей через игру);
пространственные.
Занятия строятся от простого к сложному, проходят с нарастающими физическими и эмоциональными нагрузками. Всё организуется через музыку, которая повышает координацию движений, культуру исполнения. Выразительный показ помогает детям быть требовательнее к себе и качественнее выполнить задание.
Занятия ритмикой имеют и воспитательное значение: упражнения выполняются коллективно, требуют чёткого взаимодействия всех, повышают дисциплину. На подготовительном этапе уже формируется коллектив. Занятия строятся в игровой, сравнительно-образной форме.
Художественный труд, конструирование, изобразительная деятельность
Цель программы:
выявление знаний и умений по овладению простейшими приёмами в работе с пластилином, бумагой, развитие детского творчества, желания создать красивый продукт.
На занятиях дети получают определённую физическую нагрузку (согреть, размять пластилин, разделить на части, объединить в целое, убрать рабочее место – почистить дощечку, стек). Такая работа способствует развитию мелкой мускулатуры кисти руки. Дети учатся выполнять работу за определённый промежуток времени, передать форму, цвет, пропорции, относительную величину частей, лепить пластическим способом ( из целого куска).
Занятия конструированием приучают к точности, аккуратности, последовательности в работе. Закрепляются знания геометрических форм, ориентировки в пространстве, умения сгибать, разрезать, украшать.
Все занятия проводятся в игровой форме, с показом и обязательной индивидуальной помощью.
Ознакомление с окружающим миром
Задачи курса:
научить детей свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни;
раскрыть детям сущностные особенности предметов;
способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности;
развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей среды.
Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознано правильного отношения к ней.
Обогащаются и обобщаются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Развитие речи с логопедом