Четверг, 19.09.2024, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2013 » Март » 31 » В. В. Давыдов Дошкольный Центр как школа раннего р
10:52
 

В. В. Давыдов Дошкольный Центр как школа раннего р



Инновационный потенциал Центра раннего развития дошкольников «Ступени» состоит в его востребованности и реалистичности. ^ Дети приобретают более прочные знания, умения, навыки наряду с опытом социальной активности. Учителя стимулируются к разработке и внедрению новых продуктивных технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися; полученный гарантированный результат обучения усиливает мотивацию к повышению квалификации. Родители уверены в безопасности, физической и психологической комфортности пребывания в гимназии для своего ребенка; готовы сотрудничать с гимназией, воспринимать образование как инвестиционную сферу.


Организация работы Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени»


Дошкольное образование охватывает детей в возрасте 5-6 лет, задачи – подготовка к общему образованию посредством развития базовых способностей детей через активные занятия с педагогами, психологами, логопедом. Программа дошкольного образования (пропедевтические курсы «Ступени») позволяет осуществить органичный переход от дошкольного детства к системе гимназической жизни.

Образовательная среда гимназии – одна из главных составляющих качества образовательного пространства.

Принципы организации безопасной образовательной среды: открытость, преемственность, создание для учащихся возможности сканирования различных видов деятельности (благодаря системе дополнительного образования), безопасность жизненного уклада, ученическое самоуправление, участие в управлении учащихся, родителей, педагогов.

Организация работы Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» строится в соответствии со следующей схемой управления:




При используемых путях организации образовательного процесса Центр раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» основывается на следующих принципах:

принцип понимания потребителей образовательных услуг, основанный на учёте потребностей и динамике рыночной конъюнктуры;


  • принцип борьбы за потребителя, суть которого в борьбе за «своего» потребителя, а не сбыт образовательных услуг; образовательные услуги – лишь средство для достижения цели, а не сама цель;

  • принцип максимального приспособления производства образовательных услуг к требованиям рынка. Маркетинговой стратегией образовательного учреждения является концепция социально-этичного маркетинга образовательных услуг, состоящая в определении нужд и потребностей целевых рынков, удовлетворение их более эффективными и продуктивными способами, учитывая при этом потребности общества в целом.

Маркетинг в общеобразовательном учреждении включает в себя несколько этапов:

Последний этап, переходя в первый, замыкает кольцо микромаркетинга в учреждении.





Главной тактической задачей Центра раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» является обеспечение максимальной удовлетворённости детей и их родителей(законных представителей), реализация социального заказа.

Кредо дошкольного Центра раннего развития детей – «Образовательное учреждение выбора».

Основная организационная форма работы – обучение детей через разные виды деятельности.

Виды деятельности:

обучение грамоте и развитие речи;

математика и логика;

ознакомление с окружающим миром;

психологические занятия «Познаю себя»;

речевая деятельность под руководством логопеда;

музыка;

ритмика;

изобразительная деятельность;

художественный труд и конструирование.


Время проведения: суббота, с 900 до 1400. Смена видов деятельности происходит через 25 – 30 минут. Каждый вид деятельности сменяется обязательными двигательными паузами.


Социальный заказ общества - возможность дополнительного образования детей. Дополнительное образование в дошкольном Центре раннего развития «Ступени» выстраивается по принципу творческих студий:

занятия ИЗО;

хореография;

музыкально-вокальный кружок.

В системе дополнительного образования творчески решается проблема диагностики интересов детей. Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает следующие задачи:

  1. Развитие творческих способностей и творческой активности детей.

  2. Развитие познавательных интересов детей.

  3. Формирование мотивации успеха.

  4. Создание условий для самоутверждения и самореализации.

  5. Создание условий всестороннего развития личности.

Посещение кружков предлагается в вечернее время в рабочие дни недели или в субботу днём. При этом родители и дети имеют право выбора удобного времени посещения занятий.


Все программы, реализуемые в дошкольном Центре раннего развития «Ступени» прошли лицензирование: лицензия – регистрационный номер ОО – 0046 от 06 апреля 2007 года – действительна до 06 апреля 2012 года.

Для работы в дошкольном Центре раннего развития формируются группы детей численностью до 20-25 человек. Число групп устанавливается в зависимости от количества поданных заявок на посещение дошкольного Центра.


Продолжительность работы дошкольного Центра раннего развития предполагает возможность выбора:

двухлетние занятия;

восьмимесячные занятия.

Режим работы строится с учётом продолжительности пребывания детей в дошкольном центре раннего развития; регламентируется единым расписанием видов деятельности в соответствии с требованиями СанПиН, строится на принципах интеграции, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.

При составлении расписания учитываются гигиенические требования:

организация горячего питания (завтрак, обед в столовой);

активный отдых при смене видов деятельности.

Такой режим работы позволяет равномерно распределить учебную, психолого-педагогическую, динамическую нагрузку ребёнка, создать комфортные условия для нахождения ребёнка в общеобразовательном учреждении.


Для полноценного функционирования дошкольного Центра раннего развития «Ступени» созданы все необходимые условия:

оборудованы кабинеты;

мультимедийный центр на базе библиотеки;

игротека в классах;

подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;

хореографический зал;

актовый зал;

медицинский кабинет;

кабинеты психолога и логопеда;

столовая.


В работе Центра раннего развития детей дошкольного возраста активно используется специализированный кабинет начальных классов, полученный в рамках проекта модернизации образования.


В дошкольном Центре раннего развития «Ступени» бережно относятся к детскому времени, избегая перегрузок учащихся, поэтому главный критерий педагогического коллектива - эффективность и целесообразность.


Основные методы работы с дошкольниками:


интерактивные методы обучения- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения;

задания занимательного и творческого характера;

психогимнастика, элементы сказкотерапии и арттерапии;

релаксационные упражнения;

использование современных средств обучения – интерактивные доски, компьютерной техники, мультимедийных проигрывателей, соответствующего программного обеспечения.


Используемые методы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.


Программа работы строится в соответствии с общими принципами:





Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольников:

формирование произвольного поведения;

овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

переход от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого человека);

мотивационная готовность.


Структура содержания образования дошкольного Центра раннего развития «Ступени»


Образовательная программа предшколы развития состоит из пяти блоков: «Ребёнок», «Окружающий мир», «Общество», «Познание», «Язык символов», которые базируются на программах: «Школа - 2100», «Школа 2000…».


«Я верю в себя, в свои силы и «Я»- часть природы, я стараюсь

возможности. Я знаю, как сде- понимать окружающий меня

лать так, чтобы всё у меня мир, видеть красивое и любо-

получилось» ваться им, я сознаю, как хруп-

ка природа и стараюсь ничего

не разрушить, я сострадаю все-

му живому на Земле











«Я хочу научиться «Я стараюсь быть

понимать язык символов, доброжелательным и тер-

чтобы много узнать от других пимым в общении, я понимаю,

людей и рассказать самому» что другие люди могут отличать-

ся от меня, я стараюсь работать

с другими людьми сообща»


Стержневые линии содержания образования дошкольного Центра раннего развития «Ступени»:

  • развитие игровой деятельности;

  • охрана здоровья и физическое развитие;

  • речевое развитие;

  • развитие в музыкальной деятельности;

  • развитие в изобразительной деятельности;

  • развитие в конструктивной деятельности;

  • развитие элементарных математических представлений;

  • первичные основы естественнонаучных знаний;

  • основы логического мышления.

Программы реализованы в следующих пособиях и методических рекомендациях для педагогов:

    • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет(ч.3,4).

    • Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 3-4.

    • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1,2).

    • Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз –ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч.1, 2).

    • А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3).

    • А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.

    • О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 5-6 лет (ч. 3).

    • О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.


    Образовательное пространство дошкольного Центра раннего развития «Ступени»


    ^ Виды деятельности

    Развитие ребёнка

    приоритеты

    развития

    взаимодействие

    с окружающим

    миром

    социализация,

    взаимодейст-вие

    с обществом

    развитие познания

    ориентация в языке символов

    Обучение грамоте и развитие речи

    Развитие речи, сенсомоторной координации, мелкой моторики

    Познание мира с помощью речи, русская культура

    Общение, передача информации, опыта

    Логика русско-го языка, нор-мы письменной и устной речи, работа с текстом

    Мимика, письменная речь, кирил-лица, жесты

    Математика, логика

    Развитие вербально-логи-ческого и конструктивно-го мышления

    Познание мира и его освоение с помощью языка математики, ло-гики

    Практическая деятельность по преобразованию мира

    Логическое мышление, математическая логика

    Символы математики,

    графика

    Окружающий мир

    Развитие общей осведомлённо-сти, логичес-кого и на-глядно-образ-ного мышле-ния, формиро-вание экологи-ческого созна-ния, здорового образа жизни

    Природная среда и среда, созданная человеком, баланс человеческой деятельности

    История опыта человека

    Закономерности развития природы, чело-веческой дея-тельности

    Экран природы

    Искусство (ИЗО, худо-жественный труд, музыка, хореография)

    Развитие худо-жественных способностей, образного мышления, эмоционально-го развития

    Познание мира с помощью искус-ства

    Культура на-родов

    Познание мира с помощью ис-кусства

    Художественные средства (звук, линия, цвет, жесты)

    Основная цель ознакомления с окружающим миром – знакомство детей с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта. Общее и речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.

    Цель развития речи и подготовки к обучению грамоте – развитие умения говорения, слушания, чтения(слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

    Цель математического развития – развитие мотивации учения дошкольников, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей).

    Цель занятий по программе «Познаю себя» - развитие природной любознательности дошкольника, в т.ч. интереса к самому себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержка в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Эти занятия – форма психолого-педагогического сопровождения процесса вхождения ребёнка в мир знаний и социальных отношений.

    Цель занятий ритмикой – приобщение ребёнка к основам культуры движения. Формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребности в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.


    Особенности программ подготовки в дошкольном Центре раннего развития «Ступени»

    1.Обучение грамоте и развитие речи

    Задачи обучения:

    • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

    • развитее наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

    • формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

    • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

    • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

    • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

    • развитие слушания, говорения, чтения;

    • развития интереса и внимания к слову, к собственной речи и к речи окружающих;

    • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;

    • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

    Большая роль в работе, как уже говорилось ранее, отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения.

    Особое место при подготовке к школе отводится постановке руки. Формирование каллиграфических навыков письма актуально в начальной школе, потому что они способствуют навыкам грамотного письма. У первоклассника письма вызывает большую трудность, которая вызвана мышечной слабостью рук, недостаточным развитием мелких мышц кистей рук.

    Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем выше взаимодействие с орудием труда (ручкой). Мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Поэтому у семилетних детей физиологический период работы мускульной памяти уже миновал.

    Всё это объясняет необходимость подготовительного периода (этапа) обучения письму. Этот этап включает в себя следующую работу:

    физические упражнения для развития и укрепления мышц руки;

    штриховка объектов в разных направлениях, работа с трафаретами;

    упражнения для развития свободных и плавных движений руки;

    рисование ручкой предметов похожих на образ определённой буквы;

    письмо элементов букв.

    2. Математика и логика

    Основные задачи курса:

    • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

    • развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

    • развитие логического мышления ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

    • развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений;

    • формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации для выполнения того или иного действия и т.д.)

    • увеличение объёма памяти и внимания, обучение навыкам произвольного управления вниманием;

    • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

    • развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

    • воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

    Особое внимание уделяется совершенствованию ощущений, восприятий наглядных представлений. С целью развития этой стороны психики используются задания и игры, повышающие остроту зрения и точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух.

    Самое серьёзное внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих сил детей. Этому способствуют различные виды деятельности: игры, конструирование, рисование, творческие пересказы, сочинения сказок и рассказов, поиск геометрических образов в окружающей обстановке и т.д.

    3. Музыка и ритмика

    Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей дошкольного возраста в условиях учебного заведения является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.

    Раннее приобщение детей к музыке создаёт необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

    Основные задачи :

    1. привитие детям любви и интереса к музыке;

    2. накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкального вкуса;

    3. выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков.

    Осуществление этих задач основывается вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным восприятие ребёнка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании, пении и движении.

    Специфика музыкального воспитания определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни. Их внимание неустойчиво и требует постоянной смены впечатлений. Учитывая это, необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя на занятиях что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя упражнения с лёгкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом работы. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитывающего характера: необходимо приучать детей к дисциплине, развивать чувство ответственности, уважения и чуткости ко взрослым и товарищам, воспитывать доброту.

    Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их творческие способности.

    Цель занятий – подвести детей к тому, чтобы они могли к концу занятий сказать не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создать у них непреодолимое желание выражать себя.

    ^ Задачи курса:

    1. улучшить качество движения, развивать умение придавать движениям непринуждённый характер (пружинный, плавный, скаковой);

    2. воспитывать выразительность исполнения через игры, пляски;

    3. развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться организованно, выполнять различные перестроения.

    Для выполнения этих задач включаются следующие упражнения:

    гимнастические (шаги, наклоны, приседания, маховые движения);

    танцевальные (элементы народного, бального , современного танца);

    сюжетно-образные (изображение движения животных, действия людей через игру);

    пространственные.

    Занятия строятся от простого к сложному, проходят с нарастающими физическими и эмоциональными нагрузками. Всё организуется через музыку, которая повышает координацию движений, культуру исполнения. Выразительный показ помогает детям быть требовательнее к себе и качественнее выполнить задание.

    Занятия ритмикой имеют и воспитательное значение: упражнения выполняются коллективно, требуют чёткого взаимодействия всех, повышают дисциплину. На подготовительном этапе уже формируется коллектив. Занятия строятся в игровой, сравнительно-образной форме.

    1. Художественный труд, конструирование, изобразительная деятельность

    Цель программы:

    выявление знаний и умений по овладению простейшими приёмами в работе с пластилином, бумагой, развитие детского творчества, желания создать красивый продукт.

    На занятиях дети получают определённую физическую нагрузку (согреть, размять пластилин, разделить на части, объединить в целое, убрать рабочее место – почистить дощечку, стек). Такая работа способствует развитию мелкой мускулатуры кисти руки. Дети учатся выполнять работу за определённый промежуток времени, передать форму, цвет, пропорции, относительную величину частей, лепить пластическим способом ( из целого куска).

    Занятия конструированием приучают к точности, аккуратности, последовательности в работе. Закрепляются знания геометрических форм, ориентировки в пространстве, умения сгибать, разрезать, украшать.

    Все занятия проводятся в игровой форме, с показом и обязательной индивидуальной помощью.

    1. Ознакомление с окружающим миром

    Задачи курса:

    1. научить детей свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни;

    2. раскрыть детям сущностные особенности предметов;

    3. способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности;

    4. развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей среды.

    Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознано правильного отношения к ней.

    Обогащаются и обобщаются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

    1. Развитие речи с логопедом



Просмотров: 318 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0