Четверг, 19.09.2024, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2014 » Январь » 23 » Психологическая безопасность ребенка раннего во
15:10
 

Психологическая безопасность ребенка раннего во

Описание
Пособие раскрывает современные технологии психологической безопасности и педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Представлены авторская модель диагностической и развивающе-профилактической работы педагога-психолога, результативно обеспечивающая процесс освоения малышом образовательной программы, психогигиенические требования к организации и проведению игр-занятий и свободной деятельности детей, программа поддержки ребенка в период его адаптации к ДОУ, игровой материал, которые позволят педагогам создать комфортные условия для конструктивного развития дошколят в условиях перехода к реализации ФГТ.
Предназначено психологам, воспитателям, методистам и руководителям ДОУ всех типов.
Подробное описание

Возраст от года до трех лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность. Младенцу было достаточно доброжелательного внимания взрослых, возможности созерцать непосредственное предметное и социальное окружение, а позже, во втором полугодии жизни, ему стали интересны действия с теми предметами, которые ему предоставляет взрослый. Ребенку раннего возраста этого уже недостаточно. Для него окружающее пространство, главным образом предметное, становится сферой самореализации и самоутверждения, познания и преобразования.

С года до трех лет малыш осваивает речь, предметные действия, отражающие функциональное назначение предметов, делает первые попытки рисовать и строить из кубиков. Малыш проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, стремится участвовать в совместной деятельности. У него появляются первые формы сюжетной игры. Ребенок имеет свои, пусть еще очень несложные цели, выражает свои желания и предпочтения, приобретает представления о себе. До трех лет закладывается фундамент всех качеств характера, отношения к окружающему и образа Я. Этот возраст для ребенка наполнен радостными переживаниями своих возможностей, результативности своих усилий, первых достижений.

Вместе с тем современная практика воспитания и обучения ребенка раннего возраста все чаще ставит взрослого в своеобразный педагогический тупик. Оказывается, что ребенок напористо отстаивает свою независимость и его трудно дисциплинировать; нередко агрессивно выражает свои предпочтения и его не удается заставить делать то, что удобно взрослому, а самому малышу неинтересно. В общественных местах ребенок может проявлять бурю негативных переживаний, требуя запретного, а родители одергивают его, стыдясь такого поведения перед окружающими, не понимая, что так проявляются плоды их собственных «воспитательных» усилий. Как-то я услышала от молодой мамы: «Вот, устраиваю ребенка в садик, хотя могли бы еще два месяца отдыхать на юге. Но я так устала от его постоянных капризов, может, хоть в саду с ним справятся…» Малыш в возрасте одного–трех лет нарушает более или менее безмятежное существование родителей, заявляя о себе как о члене семьи, хотя далеко не каждый родитель готов принять его в новом качестве и перестроить свои взаимоотношения с ним.

Итак, малыш, приходя в детский сад и попадая в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает, поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности, чувство доверия к миру.

Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В. Н. Петрунек, Л. Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний. Такие проблемы возникают отнюдь не из-за безнадзорности или злого умысла родителей, а потому, что родители недостаточно хорошо знают возрастные особенности, свойственные ребенку 1–3 лет, поэтому им трудно найти золотую середину между требовательностью и любовью, а педагоги не всегда пытаются разобраться в мотивах поступков малыша.

Период раннего возраста (от года до трех лет) требует от взрослых существенно пересмотреть свое отношение к ребенку, которое сложилось на первом году его жизни, обогатить взаимоотношения с ним деятельным сотрудничеством и таким образом создать для него психологически безопасную среду, в которой только и может благополучно протекать развитие малыша.

В данном пособии предлагается авторская модель деятельности педагога-психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе. Исходя из причин и механизмов поддержания/нарушения психологической безопасности ребенка разработаны рекомендации к содержанию диагностической и развивающе-профилактической деятельности педагога-психолога в процессе психологического обеспечения освоения ребенком 1–3 лет образовательной программы (в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), психогигиенические требования к организации занятий и свободной деятельности детей, программа поддержки ребенка в период его адаптации к ДОУ.

Реализация предлагаемой инновационной модели позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и создать тем самым задел для его благополучного развития в период дошкольного детства.


Содержание

Введение 3

Психологическая безопасность и психологическое здоровье ребенка раннего возраста 6

Психологическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы 20

Психогигиенические требования к занятиям и свободной деятельности детей раннего возраста с позиции психологической безопасности 30

Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ 56

Конспекты развивающих занятий 93

Наши игрушки (для детей 2–2,5 лет) 93

Матрешки-крошки (для детей 2,5–3 лет) 97

Литература 100

Просмотров: 422 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0