Четверг, 19.09.2024, 05:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2013 » Июль » 24 » Педагогические условия умственного развития дет
12:55
 

Педагогические условия умственного развития дет

Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий Демина Елена Серафимовна

Диссертация - 15у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 6 у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Демина Елена Серафимовна. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Барнаул, 1999 248 c. РГБ ОД, 61:00-13/937-X

Содержание к диссертации

Введение 3-33

Глава 1. Теоретические и практические предпосылки умствен
ного развития детей дошкольного возраста в процес
се формирования математических понятий 14

1.1. Психолого-педагогические основы умственного разви
тия детей дошкольного возраста 14 - 45

1-2. Состояние проблемы исследования в теории и практи
ке обучения детей дошкольного возраста 46-97

1.3, Теоретическое обоснование комплекса педагогических
условий умственного развития детей дошкольного
возраста в процессе формирования математических
представлений и понятий до _ 115

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эф
фективности комплекса педагогических условий ум
ственного развития детей дошкольного возраста в
процессе формирования математических представле- , . ,
ний и понятий

2Л, Организация и методика педагогического исследова
ния по выявлению и внедрению комплекса условий
умственного развития детей дошкольного возраста в
процессе формирования математических представле
ний и понятий

11 о — 1 J о

2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по резуль-

татам внедрения комплекса педагогических условий
умственного развития детей дошкольного возраста в
процессе формирования математических представле
ний и понятий

ч 1_?9 — 157

2.3, Технология умственного развития детей дошкольного
возраста в процессе формирования математических
представлений и понятий і -g _ ,уо

Заключение 179 ~183

Список литературы »04 __ ofn

Приложения 204-248

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Введение к работе

Актуальность исследования На пороге XXI века образование становится непреходящей ценностью, ведущим фактором, от которого зависит будущее нашего общества. Основными направлениями развития образования стало появление альтернативных учебных заведений, поиск новых технологий, личностно - ориентированное обучение.

Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъект - субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

Приоритет воспитательного процесса над образовательным, логически вытекающий из специфики работы дошкольных учреждений, па практике приводит к неоправданному отступлению от принципа создания активной развивающей среды. Декларативно этот принцип остается ведущим при организации процесса обучения в детском саду, но реально он подменяется репродуктивным подходом и увеличением информационного объема элементарных знании. Содержание учебно-воспитательной работы с детьми, руководство развитием и обучением дошкольников направлены на формирование у детей необходимых элементарных представлений, опыта социального общения, простейших коопераций при выполнении практических заданий.

Между тем, известна позиция Дж. Брунера, Л.С.Выготского, М.А.Данилова, И.Б.Котова, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, С.А.Смирнова, ЕЛ.Шиянова и др. о том, что при работе с детьми недостаточно лишь активно воздействовать на интеллект, но и необходимо его развивать. Актуальность этой позиции в настоящее время продиктована усиливающейся тен-

4 денцией воплощения начальной школой принципов развивающего обучения.

В теоретическом плане проблема умственного развития проанали
зирована в ряде исследований Ю.К.Бабанского, Дж.Брунера, Л.А.Венгера,
Л, С.Выготского, П.Я.Гальперина, МА.Данштова, Б.П.Есипова,

ВА.Крутецкого, И.Я.Лернера, В.И.Логиновой, Н.А.Менчинской,
Л.Ф.Обуховой, Ж.Пиаже, П. ИЛид кас истого, Я.А.Пономарева,

С.Л.Рубинштейна, Н.Г.Салминой, М.Н.Скаткина, С. А.Смирнова,

Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомирова, Г.И.Щукиной и др.

В педагогической теории накоплен определенный опыт работы по развитию мышления детей дошкольного возраста как основной части умственного аппарата (В.В.Давыдов, Н.Н. Поддъяков). В разработанной Л.А. Венге-ром теории наглядные пространственные модели применяются как средство умственного развития дошкольника. Рассмотрено умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, с одной стороны, и как возникновение у него новых средств и способов мышления, с другой стороны

(А.В.Запорожец, Н.Ф. Талызина). Подчеркнута роль наглядно-схематических средств обучения при переходе детей от предметных действий к теоретическому содержанию учебного материала (П.Я.Гальперин, Т.В.Кудрявцев, Л.Ф.Обухова).

Кроме того, создан ряд теоретических и методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в ходе формирования математических понятий (А.В.Басов, З.А.Михайлова, А.Э.Симоновский, А.А.Столяр, Л.Ф.Тихомирова, и др,), отмечена роль раннего обучения математике в умственном развитии ребенка (В.В.Данилова, Г.Доман).

В последнее время педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4-5 лет рассмотрены в работе Т,С, Яковлевой, диалогические наглядные схемы как средство мышления дошкольников обоснованны в исследовании Р.Р. Зинуровой, репрезентация общих умственных

5 способностей в индивидуальном и групповом сознании выделена в трудах Е.Ю.Самсоновой.

Вместе с тем, в психолого-педагогической литературе содержится мало сведений об условиях педагогического взаимодействия, направленного на умственное развитие дошкольников при подготовке их к обучению в школе, о специфике использования методов, форм, средств обучения, стимулирующих переход ребенка на более высокие уровни мыслительной деятельности, В теории дошкольного образования до конца не исследованы возможности и закономерности проблемного обучения ребенка, применения дедуктивных методов в процессе формирования понятий. Недостаточно четко определены особенности восприятия детьми дошкольного возраста наглядно-схематических средств обучения, способы формирования умений решать познавательные задачи, в которых существенным компонентом является оперирование наглядно-схематическим материалом.

В работе по умственному развитию дошкольников слабо представлен методический аспект развития их математических способностей. Однако известно, что раннее занятие именно математикой представляет собой большой потенциальный резерв умственного развития детей. При этом речь идет не о формировании элементарных математических представлений, а о развивающей технологии, направленной на понимание детьми производимых математических операций, на реализацию целостного, синтетического подхода в системе умственного развития дошкольника.

Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 500 респондентов: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами г.Барнаула, студенты, обучающиеся на заочном отделении педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, показало, что специалисты дошкольных учреждений в достаточной мере не располагают сведениями о системном подходе к умственному развитию детей средствами математики. Подавляющее большинство педаго-

гов ДОУ (90%) указали на то, что они испытывают значительные затруднения в организации педагогической деятельности по формированию и развитию мыслительных действий у обучаемых.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет констатировать, что проблема умственного развития детей дошкольного возраста изучается и интерпретируется с различных точек зрения в психологических и педагогических теориях. Вместе с тем, педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно изучены, а педагогические технологии развивающего обучения детей дошкольного возраста не имеют общих законченных концепций и представлены в научной литературе весьма слабо.

В этой связи, обостряется противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню умственной развитости ребенка, реализации его потенциальных возможностей и способностей при подготовке к обучению в школе, и нескоординированностью педагогических требований по созданию оптимально-благоприятных условий развития и обучения детей дошкольного возраста.

Опора только на традиционные дидактические формы и методы работы с детьми в условиях дошкольного учреждения не позволяет сформировать у дошкольников полноценных математических понятий и вступает в противоречие с требованиями начальной школы, работающей на принципах развивающего обучения. Происшедшие изменения в образовательной парадигме в полной мере должны касаться и дошкольных учреждений. В этой связи, актуальной является проблема определения комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Цель исследования - выявить оптимальные педагогические условия, способствующие активизации умственного развития детей дошкольного

7 возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Объектом исследования является умственное развитие детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс умственного развития детей дошкольного возраста в ходе формирования математических представлений и понятий.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс умственного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективен, если :

реализуется единство понятийных, образных и практических действий ребенка в процессе усвоения им учебного материала, достигаемое посредством поэтапного введения предметных и наглядно - схематических моделей обучения;

осуществляется полное усвоение детьми основных понятий, правил и принципов, лежащих в основе решения той или иной учебной задачи;

-устанавливается единство и взаимосвязь форм, методов, средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- ребенок в процессе обучения приобретает прочный навык использова
ния полученных знаний при решении проблемных задач и выполнении дей
ствий в уме;

- процесс умственного развития детей целенаправлен и осуществляется
систематически посредством комплекса игр и учебных упражнений в раз
ных формах педагогической деятельности дошкольных учреждений.

В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:

1, Проанализировать состояние проблемы умственного развития детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.

  1. Разработать методику диагностического типа и с ее помощью определить меру сформированности математических понятий и меру развитости умственных способностей детей дошкольного возраста.

  2. Определить факторы активизации и основные тенденции умственного развития детей дошкольного возраста в процессе изучения математики.

Методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная ЛВ. Зан-ковым, Д.Б. Элькониным - В.В.Дывыдовым; исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.ПБатищева, А.Л.Венгер, КЕ. Веракса, А.Ф. Говоркова, М. Доналдсон, Н.Н.Поддъков, и другие); педагогические теории логико-математического развития дошкольников (В.В.Данилова, АЗ.Зак, А.И. Марку шевич, Н.И.Непомнящая, Ж.Папи, А.А.Столяр, Г.П.Щедровицкий, и другие).

Исследование базируется на научных психолого-педагогических трудах Ю.К,Бабанского, Дж.Брунера, Л.С .Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, Д.Дьюи, Л.В.Занкова, И.Б.Котова, И.Я.Лернера, Л.Ф.Обуховой, П.И.Пидкасистого, С.Л.Рубинщтейна, М.Н.Скаткина, С.А.Смирнова, Е.Н.Шиянова, Д.Б. Эльконина, и др.

Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью, работы. Для проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, тестирование, анкетирование педагогов и психологов дошкольных учреждений и начальных классов, составление психолого-педагогических характеристик на основе диагностики умственно-

9 го развития детей, анализ содержания, подбор методов, приемов, дидактического материала, проведение педагогического эксперимента, обобщение материалов эксперимента.

Опытно-экспериментальной и внедренческой базой явились дошкольные учреждения г, Барнаула, 1996-1998 гг.-ДОУ №221; 1996-1997т-ДОУ №116.

Исследование проводилось в три основных этапа;

1 этап (1995-1996 гг.) - поисково-теоретический: на основе анализа
психолого-педагогической литературы, программ дошкольного и начально
го образования, практической деятельности дошкольных учреждений и на
чальных школ выявлен круг основных противоречий в ходе умственного
развития обучаемых в процессе формирования математических представле
ний и понятий.

  1. этап (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальный: выявление, изучение, создание и внедрение основных педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

  2. этап (1999 гг.) - итогово-обобщагощий: анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе научно-экспериментального исследования данных, формулирование основных выводов и положений по созданию эффективных условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе обучения математики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе определены, изучены и экспериментально проверены педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий, обоснованы пути практической реализации предложенного комплекса педагогических условий на базе ДОУ; исследованы возможности и особенности реализации проблемных методов обучения в практике дошкольного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дан системный анализ современных концепций умственного развития детей дошкольного возраста; определен круг основных противоречий между декларируемыми и реально используемыми средствами умственного развития детей при подготовке их к школе; рассмотрена зависимость между теоретическими знаниями и практическими действиями дошкольников при формировании математических понятий на основе введения наглядно-схематических средств обучения. Полученные результаты позволяют разработать более эффективные подходы к умственному развитию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе* результатов экспериментальной работы созданы научно-методические рекомендации по внедрению выявленного комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в практику ДОУ. Обозначены уровни усвоения детьми математических понятий и умственного развития- Разработана методика диагностического типа по их выявлению.

Представленные в исследовании анкеты, тесты, контрольные работы, могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность научных результатов исследования обеспечены опорой на научные методологические позиции, обобщением современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области развивающего обучения, использование адекватно выбранных методов исследования и всесторонним анализом полученных в ходе экспериментальной работы данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Усвоение ребенком дошкольного возраста учебного материала в единстве понятийных, образных и практических действий наиболее эффективно достигается посредством поэтапного внедрения предметных и нагляд-

но — схематических моделей обучения.

  1. Успешное решение проблемных математических задач детьми дошкольного возраста становится возможным при полном усвоении детьми математических понятий, правил и принципов, составляющих основу анализируемой задачи и приобретении прочного навыка использования полученных знаний в решении новых учебных задач.

  2. Единство и взаимосвязь форм, методов, средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволяет ускорить процесс адаптации ребенка к обучению в школе, и обеспечить целостность умственного развития детей.

  3. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса умственного развития детей посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности является эффективным фактором создания активной развивающей среды в ДОУ.

Все перечисленные положения в совокупности являются необходимыми педагогическими условиями умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекционно-практических занятиях для студентов дневного и заочного отделения педагогического факультета БГПУ по курсам: «Современные концепции математического развития детей дошкольного возраста» (1996-1997)гг.; "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения математике11 (1996-1997 гг.); «Современные концепции умственного развития детей дошкольного возраста» (1997-99 гг.); На педагогическом семинаре по теме тгРазвитие мыслительных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по математике4 для методистов и психологов дошкольных учреждений (городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) г.Барнаула, май 1996 г.); на семинаре-практикуме по теме «Развитие мышления дошкольников в процессе формирования обобщенных способов реше-

12 ния задач» для педагогов дошкольных учреждений, (ГГШЦ г.Барнаула, ноябрь 1997 г.)-

Результаты исследования отражены в докладах и тезисах Всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях (г.г.Барнаул (1996, 1997, 1998), Горно-Алтайск (1996), Пермь (1996), Санкт-Петербург (1997), Новосибирск (1997).

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту,

В первой главе «Теоретические и практические предпосылки умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий» дается оценка современного состояния проблемы с целью выяснения ее разработанности в педагогической теории и практике, а также выявления комплекса педагогических условий, оказывающего наиболее эффективное влияние на умственное развитие детей дошкольного возраста в ходе обучения математике.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий" излагается экспериментальная проверка положение сформулированных в гипотезе, обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы исследования.

В приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы по теме исследования.

13 Диссертация изложена на 183 страницах машинописного текста. В работе приведено 15 таблиц, 27 рисунков и схем. Библиография включает 226

источников.

Просмотров: 1942 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0