|
|
Наиболее известные методики раннего развития
Наиболее известные методики раннего развития
Существует достаточно большое количество различных систем раннего развития детей. Приверженцы определённых из них часто вступают в полемику с последователями иных школ, превознося «прелести» преподаваемой им методики. Предлагаю познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.
МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ Эта удивительная женщина родилась в Италии в середине 19 века и стала первой в данной стране женщиной, получившей звание доктора медицины. Мария Монтессори создала уникальную педагогическую систему, которая состоит из трёх частей: 1. ребёнок 2. окружающая среда 3. учитель (это может быть и родитель). В центре всей системы находится ребёнок, вокруг которого создаётся специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Отсюда и девиз педагогики Монтессори: "Помоги мне это сделать самому!" Материал для занятий соответствует естественным желаниям детей в том или ином возрасте. Например, Монтессори заметила, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках и др.). При работе с материалом учитель не должен указывать на ошибки ребёнка (считается, что это ущемляет его чувство собственного достоинства), а сам малыш имеет право свободного выбора вида деятельности. Однако использование этой системы в домашних условиях мне представляется несколько проблематичным: материалов очень много, кроме того, как кажется, требуются педагоги, которые прошли обучение именно по этой системе, поскольку к ним предъявляются определённые требования. Считается необходимым для получения всестороннего воспитания по этой системе, отдать малыша в детский сад Монтессори, но это вовсе не значит, что отдельные элементы методики, какие-то принципы, простые игры и занятия не могут использоваться родителями дома. Например, малышу предлагается организовать собственное учебно-развлекательное место с подходящей по возрасту и росту мебелью, с полочками и шкафчиками, где ребёнок будет хранить вещи и САМ поддерживать порядок. Наиболее популярными из Монтессори-материалов являются рамки – пластинки с отверстиями различной формы, в которые нужно вставить фигурки аналогичной формы и размера. Сейчас продаётся множество подобных игрушек (логические кубы, домики и т.д.), такие рамки можно легко сделать самим из разноцветного картона. Маме не составит труда сделать и плоских кукол с одёжками, на которых будут шнурочки, крупные пуговицы и кнопки – в методике Монтессори популярная игра «Шнурочки» имеет такую «кукольную» трансформацию. Но при всей кажущейся свободе, лично мне показалось, что эта методика в «чистом виде» не даёт малышу возможности творческого проявления, глушит полёт фантазии, потому что во всём ищется и находится рациональное зерно. Даже книга рассматривается лишь как источник получения знаний и ничего более.
МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА Об этой методике, наверняка, слышали практически все. Система Домана широко распространена во всём мире, но имеет как множество последователей, так и достаточное количество оппонентов. Глен Доман - американский врач, основатель филадельфийского "Better Baby Institute" (BBI) - "Института ускоренного развития ребенка". Основным методическим материалом являются различные карточки, которые малышу показывают чуть ли не с первых дней жизни (с цифрами, буквами, людьми, животными и т.д.), поскольку система нацелена на получение ребёнком зрительного способа познания мира. По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников. Нужно сказать, что если вы прочитаете книги Домана, то так же, как и я, зарядитесь какой-то невероятной энергией, настолько сильно их убеждающее начало: хочется сразу делать так, как там написано. Но вот следовать методике на практике вряд ли удастся: система трудоёмка и если строго выполнять все её «пункты», то, возможно, и получится вырастить гения, но времени на что-либо другое, помимо обучающих занятий, не останется ни у мамы, ни у малыша. А ему, как мне кажется, нужно ещё и побегать и просто поиграть (а Доман – противник игрушек, считая их пустой тратой драгоценного времени). Ещё один минус, на мой взгляд, - опять же скудость развития творчества и жажды исследования, потому что ребёнок – всего лишь объект, который постоянно усваивает преподносимую ему на картинках информацию. Тем не менее, мы сами на практике проверили подобную методику в самом начале обучения сына чтению. Наверное, Доман прав в том, что чем меньше дети, тем легче они поглощают информацию. Мы оставили и карточки с буквами – они очень сыну нравились, но вот подход к организации занятий изменили, сделав его свободным, а сами занятия непродолжительными.
РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА СУПРУГОВ НИКИТИНЫХ Система знаменитых русских педагогов-новаторов Никитиных показалась мне наиболее простой, и во многом заинтересовала. Это уникальная методика воспитания и оздоровления детей именно в семье. Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" - "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей". Авторы тоже считают, что развивать способности нужно с самого раннего возраста, начиная с развивающих игр и постепенно усложняя задачи, расширяя творчество, инициативу и самостоятельность ребёнка. Поэтому свои игры он называют «ступеньками творчества». Сами игры вариативны, их легко можно изменить по вашему желанию или наклонностям малыша. Сложность и в то же время плюс в том, что это игры для СОВМЕСТНОГО времяпрепровождения взрослого и крохи. Помимо игр широко описана система оздоровления, но вот метод обучения чтению и письму отсутствует, а математика, на мой взгляд, представлена несколько однобоко.
МЕТОДИКА ЗАЙЦЕВА Если к занятиям по системе Никитиных добавить элементы развивающей методики Зайцева – получится очень даже неплохо, поскольку именно в ней наиболее полно и ёмко обозначены методы овладения чтением, письмом и счётом. Система основана на естественной потребности любого ребенка в игре. Наиболее известными материалами являются кубики Зайцева – разные по цветам и размерам, они не просто расписаны буквами, я бы назвала их «звучащими». Но я бы сделал их ещё более «игровыми» и исключила занятия по таблицам. Возможно, они подойдут для начальной школы или старших дошкольников, но у моего двухлетнего сына стояние и разглядывание таблицы с непонятными ему пока цифрами (которые, к тому, же несколько мелковаты) энтузиазма не вызвало. Пересмотрев достаточное количество литературы, я так и не подобрала методики, которая бы во всём меня устраивала. Но если различные элементы разных систем соединить воедино, то, возможно, кому-то из вас удастся создать собственную уникальную методику, которая во всём будет отвечать не только требованиям вашего крохи, но и войдёт в историю педагогики. - annamihalna 16.06.2008 20:17
Как Монтессори-педагог ответственно заявляю - занятия творчеством в методике тоже предусмотрены, дети знакомятся с разными материалами и способами работы, но выполняют свою работу по собственному замыслу и самостоятельно. А если ребенок начинает "творчески" использовать какой-то материал, например просто лить воду и протирать ее тряпочкой, хотя материал предназначен для оттачивания навыка аккуратного переливания, то педагог должен просто предложить ему удовлетворить свою потребность на другом материале, где можно проливать и вытирать. Именно поэтому педагогику Монтессори часто считают "кандовой" и ограничивающей детей какими-то алгоритмами, хотя на самом деле педагог должен просто очень чутко реагировать на реальные потребности ребенка.
С Леной Никитиной мы имели счастье общаться лично на педагогической практике, она была несколько расстроена, что ее дети сказали, что не хотялеи бы воспитывать своих по их заветам...
ПС: Кстати, сама Монтессори ни на секунду не говорила о своей методике как о методике раннего развития (но это я уже даже не лично вам, конечно, почему-то сейчас ее принято называть методикой раннего развития, кто до этого додумался, даже интересно), ее идея была как раз в развитии своевременном.
-
- Насвика 12.04.2009 02:43
Полностью согласна с последним предложением.стараюсь во всем этому следовать(мыслить "объемно").спасибо за информацию.мне её оказалось более,чем достаточно.
- ЦВЕТА 06.08.2009 01:56
очень интересная тема. мне интересно, а вы в курсе, что методики монтессори, домана и даже зайцева изначально предназначались для детей с отклонениями в развитии. и обкатывались( в смысле тестировались) именно в тех заведениях, где есть такие дети. но это совершенно не значит, что они не подходят для детей, которые развиваются без проблем.
-
- PanDA2012 15.10.2012 15:46
Полностью соглашусь с тем, что не нужно зацикливаться на какой-то одной методике. А желательно объединить лучшие элементы. Мы почитав, о разных методиках, решили основной упор сделать на домана, но только на адаптированный вариант – методика домана-маниченко. Там также как и у домана все строится на принципе чтения целыми словами, но есть и существенные отличия: с ребенком проводятся занятия в игровой форме, только когда у ребенка хорошее настроение и есть заинтересованность в занятиях, желательно чтобы занятия носили творческий характер. Ну и главный адаптационный момент – это адаптация к обучению чтению именно для русскоязычных детей, с учетом законов и сложностей русского языка. А что касается, трудоемкости мы сейчас занимаемся по чтению с пеленок, и на это у нас уходит меньше пяти минут в день. Так как показывать карточки нужно быстро, у нас три занятия в день (если ребенок не капризничает, сейчас зубки полезли) по минуте. Мы уже через месяц занятий ощутили положительный результат.
|
|
|