Методики раннего развития детей
Методика Никитиных
Никитины считают, что игра подготавливает ребенка к труду, помогает выработать находчивость, активность, ловкость и другие качества. К основным принципам методики Никитиных относятся:
- Никаких ограничений во времени и выборе творческих занятий. Спорт сочетается с другими видами деятельности;
- Обязательное закаливание, ежедневное физическое развитие детей с применением спортивных снарядов с самого раннего детства;
- Проявление интереса родителей к результатам детей, непосредственное участие в играх;
- Помощь в развитии ребенка, создавая для этого условия, ориентируясь на желания и самочувствие детей. Ни в коем случае не давите на них
Методика Глена Домана
Методика Г.Домана включает в себя комплекс физических упражнений, применяемых с первых дней жизни, и интеллектуального развития, которое состоит из чтения, математики и энциклопедических знаний.
Дети учатся читать сразу словами, не разделяя его на слоги, затем вводят в процесс чтения словосочетания и предложения, причем карточки с написанными текстами очень быстро сменяют друг друга. Так у ребенка развивается скорочтение.
Изучая математику, используют, карточки с нанесенными красными точками от одной до сотни, учат понятиям больше-меньше, азам арифметики и даже простейшей алгебре. И только затем символы привязывают к цифрам, повторяя программу, но уже с использованием цифровой символики.
Чтобы развить энциклопедические знания, нужно показывать карточки, охватывая различные сферы жизни.
Доман считает, что такое опережающее обучение способствует развитию различных отделов мозга, что ведет к более быстрому развитию ребенка.
Методика Сесиль Лупан
Выработала свою методику на основе адаптации существующих методик, в частности методики Домана, но с более тонким и индивидуальным углублением ее.
Основные принципы методики.
- Самые лучшие учителя для ребенка – его родители;
- Обучение должно проходить в форме игры и заканчиваться по первым признакам усталости ребенка;
- Знание предшествует пониманию, поэтому рассказывайте малышу обо всем на свете;
- Уделяйте больше внимания иностранным языкам, рисованию, музыке, истории и географии;
- Каждый день занимайтесь всем понемногу.
Основная идея заключается в том, что детям нужно внимание, основанное на интересе, а не на опеке. А кто, как не родители заинтересованы в развитии своего ребенка.
Методика Зайцева
Основные принципы обучения
-
Нужно читать не по слогам, а по складам;
-
Ребенка сначала учат писать, а потом читать.
Используя эту методику, дети знакомятся и работают с первой сотней и к 5 годам решают несложные математические задачки, учат таблицу умножения, знакомятся с геометрическими фигурами.
Процесс изучения иностранного языка очень упрощен. В схемах и таблицах отражены особенности грамматики и фонетика. Такое пособие полезно и для взрослых людей.
Самым известным пособием в работе с детьми являются «Кубики Зайцева». Кубики отличаются по весу и заполняются железками и деревяшками; по издающим звукам при их встряхивании; по объему; по цвету – «деревянные», «золотые», «железные». При воздействии на все органы чувств и, ассоциируясь с определенными образами, такая методика позволяет быстро и надежно запоминать склады. В математике с 3-4 лет дети
Поскольку доказано, что безотрывное письмо негативно влияет на физическое состояние ребенка, Зайцев использует в своей методике каллиграфию. Дети используют при написании букв различные цвета, определяющие последовательность написания.
Методика Монтесори
Методика состоит из трех частей: ребенок, учитель и окружающая среда, в которой он овладевает физическими навыками, развивает моторные и сенсорные функции, приобретает практические знания, основанные на своем опыте.
Ребенок развивается в группе, поэтому важно, чтобы ребенок кроме свободного выбора рода занятий и независимо от его выбора поведения, понимал, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И дети понимают, что нельзя шуметь, когда другие дети заняты чем-то таким, что требует внимания и тишины, а игрушки должны возвращаться на место. Старшие дети сами обучают новичков, а учитель лишь наблюдает за процессом и подключается тогда, когда этого требуют обстоятельства.
Класс разбит на зоны: зона практической жизни, сенсорного развития, математического, зона развития языка и «космическая» зона.В практической зоне дети делают все, как в реальной жизни: стирают, гладят, готовят еду. В сенсорной зоне дети развивают тактильные ощущения, слух, зрение, обоняние.
В математической зоне овладевают математическими операциями, а в языковой – обучаются письму и чтению. Знакомство с окружающей средой, с историей и культурой народов, с различными явлениями происходит в «космической» зоне.
Методика Вальдорфа
Эта методика основана на создании условий, благоприятных для развития ребенка; воспитание на собственном примере; использование игровых форм деятельности; используя здоровый образ и ритм жизни; занятие искусством и трудом.
Методика Воскобовича
Известные игры Воскобовича используются во многих садах Санкт-Петербурга. Они основаны на :
Известны еще методики Занкова, Ховарда, методика Китаева и Трунова, Дьенеша, Масару Ибука, Лены Даниловой, Джоржа Кюизинера. Каждая из них имеет право на существование, отличается уникальностью.