Четверг, 19.09.2024, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Главная » 2014 » Апрель » 23 » Семейное образование - О
13:12
 

Семейное образование - О

Семейное образование

  • #1
    Eruselet
    06/04/2013
    #

    Последний анонс. Больше в школу не пойду

    По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. Закон это позволяет. В целом, опыт семейного обучения получили уже более 1,5 млн россиян. И все чаще родители отказываются от традиционной школы в пользу семейного образования. Можно ли в 4 года закончить первый класс? Почему при записи ребенка в школу спрашивают про рост отца? Сколько стоит семейное обучение? Об этом корреспондент "РГ" беседует с убежденным противником обычной школы, выпускницей пединститута, кандидатом психологических наук и автором методики раннего развития детей Натальей Бабич. (Прокрутить вниз.)

    Научить ребенка учиться самостоятельно

    По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. Все чаще родители отказываются от школы в пользу семейного образования. Идеи домашнего обучения привлекают многих родителей, однако они имеют плюсы и минусы, обросли рядом устойчивых мифов и часто являются поводом для конфликтов. О нарастающем интересе к домашнему образованию мы беседуем с педагогом, психологом, писателем, художником Алексеем Карповым, отцом четверых взрослых детей, получавших школьное образование дома.

    – Алексей, расскажите, пожалуйста, какие цели могут ставить перед собой родители, говоря о домашнем образовании своих детей?

    – Хотелось бы сказать, что, как существуют различные концепции школьного образования, так и в домашнем обучении они различны. У разных родителей разное мировоззрение. Один из подходов: научить способного ребенка как можно большему, дать ему больше знаний, информации, вложиться максимально в его развитие – до школы, во время школы. Этой концепции многие родители придерживаются, и она, безусловно, достойна уважения. Но она не является массовой по нескольким причинам: не все дети одинаково способны и далеко не все родители имеют возможность и способность профессионально заниматься с детьми.

    Моя концепция образования совершенно другая. Я никогда не хотел сделать так, чтобы мои дети существенно превосходили других детей по уровню развития – ни до школы, ни в школе. Я не хотел каких-то особенных результатов. Моя концепция заключается в том, что нужно дать ребенку некий базовый набор знаний, который просто нужен любому человеку, чтобы жить в обществе, быть культурным, ориентироваться в мире и чтобы иметь возможность получить профессиональное образование, если он захочет.

    Плюс к этому, в моей концепции заложен принцип – научить ребенка учиться самостоятельно. Я всегда хотел обеспечить детям комфортный режим образования – не больше нагрузок, а меньше нагрузок. Домашнее обучение помогает учиться легче. Необходимый по школьной программе объем информации можно освоить за гораздо меньшее – в два-три раза – время. Сэкономленное время я не старался загрузить дополнительной информацией – дети больше гуляли, больше читали, больше общались.

    – Почему все больше родителей интересуются темой домашнего образования? Это глобальное разочарование в системе образования, или попытка выделиться, доказать что-то другим, или страх, что ребенка «не тому научат»?


    – Моя точка зрения заключается в том, что система образования все больше и больше отстает от развития общества. Она когда-то была очень хорошей и эффективной, соответствовала обществу, психологии большинства людей. Сегодняшняя система образования практически не изменилась со времен моего детства – это порядка 30-40 лет. А как изменилось общество, как изменились люди, мы живем в другой стране! Динамика развития системы образования отсутствует, люди и методы те же самые, что были десятки лет назад. Поэтому увеличивается процент детей, которые попадают в несоответствие с ней, он нарастает год за годом – я это вижу, общаясь с родителями и детьми. Поэтому родители задумываются о домашнем образовании всерьез.

    – Согласны ли вы с тем, что домашнее образование – это дорогое удовольствие, сопоставимое с оплатой частной школы? Нужно ли нанимать педагогов, или родитель должен сам стать для ребенка источником знаний?

    – Если у человека есть возможность нанимать педагогов – пожалуйста. У меня таких возможностей не было никогда, и думаю, что у большинства людей в нашей стране таких возможностей нет. Все, что мог, я преподавал детям сам, учил их по учебнику заниматься. Иногда нам помогали добрые люди – с английским, с русским – предметами, в которых я слабоват. Если бы я мог, то нанимал бы педагогов, не сомневаюсь в этом. В целом, если, например, в семье папа работает, а мама занимается образованием ребенка – то это возможно. Однако я один растил детей, мне было намного сложнее.

    В целом для ребенка лучше, когда его учит какое-то количество взрослых людей – каждый в своей сфере. Я вот, например, физику и математику хорошо преподавал, черчение, а вот история, русский язык – гораздо более слабые для меня стороны. Одна из особенностей домашнего обучения – у ребенка ограничен контакт с носителями знаний, и, конечно, лучше, если есть возможность этого недостатка избежать.

    – Достаточно ли для перевода на домашнее обучение того, что родителю не нравится, что происходит у ребенка в школе? Имеет ли значение мнение ребенка?


    – По закону родитель имеет право это делать. Но в каждой семье и каждой школе особая ситуация: в каких-то случаях это для ребенка лучше, в каких-то, может быть, родители и вредят своим детям. Безусловно, необходимо смотреть на своего ребенка. Я с первого класса каждый год своих детей спрашивал, хотят ли они учиться дома. Причем спрашивал серьезно, не просто так — они должны были принять это решение вместе со мной. Старшая дочка и второй сын в старших классах ходили в школу, они сами этого захотели, потому что им стало дома скучно. Им хотелось общаться со сверстниками более активно. А вот старший сын и младшая дочка так всю школу и отучились дома, у них другой характер, другой выбор. Конечно, ребенка надо спрашивать.

    – Как вы относитесь к распространенному мнению о том, что ребенок должен учиться (воспитываться) только в коллективе?

    – Это стереотип, стандарт школьной советской системы. Моя точка зрения, а также многих психологов, с которыми я на эту тему разговаривал: все дети очень разные, в том числе и по потребности в общении, по потребности постоянно находиться в коллективе. Можно даже сказать, что все они делятся на два больших полюса. Есть дети, которые без коллектива жить и развиваться нормально не могут, а есть те, кому нужны тишина, покой, возможность сосредоточиться и заниматься спокойно своим делом. И в своих детях я это вижу: старшая дочка очень общительная, для нее быть в коллективе – это как дышать. А младшая – наоборот, очень быстро устает, она нормально общается, но основная ее потребность – побыть в одиночестве, почитать, спокойно построить свой режим. А сыновья – где-то между этими полюсами, они общительны в меру. Поэтому надо смотреть, что за ребенок, и что для него является естественной потребностью развития на данном этапе.

    – Часто возникает ощущение, что родители, желающие попробовать что-то новое в отношении детей, вступают в конфликт с традиционной системой. Домашнее обучение – это обязательно конфликт со школой?

    – Я вообще человек довольно мирный и считаю, что отношения надо стараться строить на основе любви. Конечно, я готов отстаивать интересы ребенка, если будут какие-то серьезные проблемы. Но за 19 лет у нас такого не было ни разу. Я всегда стараюсь построить отношения с администрацией школы, с каждым конкретным учителем. Исхожу из того, что мы для него дополнительная нагрузка с нашим семейным обучением, поскольку человеку дополнительно не платят за то, что он нам уделяет какое-то время.

    Конечно, у них могут быть на это разные точки зрения, бывает, что они консервативно настроены, но в целом — мы ведь делаем общее дело! У меня есть ребенок, за которого я отвечаю, и есть школа, которая мне помогает. Функция школы заключается в том, чтобы помочь детям получить образование. Да, эта система не всегда работает идеально, но она работает. И я могу сказать, что школьные учителя мне очень помогли – и советами, и добрым отношением к детям. Я никогда не пытался ни с кем спорить. Ведь педагог — это все же профессионал.

    Я за 19 лет практики домашнего обучения не встретил ни одного некомпетентного педагога! Да, у них другие методы обучения, своя система требований, они находятся в условиях жестких инструкций, но если с ними нормально поговорить, объяснить, что я их не презираю, а учусь у них, то все отлично. Я инженер-физик по образованию, а этот человек десятки лет детей учит, конечно, он делает это лучше чем я. Но зато я могу гораздо больше времени уделить своему ребенку индивидуально, например.

    Поэтому я не считаю себя вступившим в противоречие с системой. И я поражаюсь тому, какие люди добрые. Может быть, мне просто повезло. Но даже если и возникал какой-то небольшой конфликт, я всегда старался погасить его в зародыше. Например, как-то раз одна пожилая учительница на меня сильно наорала за то, что мы затянули с аттестацией. Но я не стал обижаться и ругаться, а мягко извинился. А потом мы с этой учительницей прекрасно общались. Иногда бывали какие-то трудности с требованиями учителя к аттестации, оценки ставили ниже, чем мне казалось, ребенок знает. Но я всегда считал, что это неважно. Если это четверка вместо пятерки, и даже тройка, я считал это мелочью.

    – А дети были с этим согласны?

    – Да, я всегда им говорил, что оценки – это неважно. Конечно, они старались сдать на пятерки, и сдавали, как правило. Потому что это признак хорошо сделанной работы. В аттестатах у сыновей в основном пятерки. Младшая дочка сейчас в 11 классе – наверное, будет половина четверок, половина пятерок.

    – Какие трудности вы испытали, обучая детей дома?

    – Тяжело было то, что я один воспитывал троих детей, и все вопросы обучения, воспитания, зарабатывания денег были на мне одном. Для меня трудностью была не организация учебного процесса, просто в целом жизнь была трудная. Однако в учебном процессе было труднее всего именно то, что мои сыновья катастрофически не хотели учиться класса до восьмого. Они отлынивали, скандалили, мотали мне нервы по полной программе. И в школу идти тоже не хотели. Мне приходилось искать какие-то дополнительные способы: рисовать, ловить какой-то момент настроения, рассказывать что-то на прогулке, разрабатывать какие-то свои методы, узнавать о методиках дополнительно. Поэтому процесс все же шел динамично. Младшая дочка тоже не сильно стремилась учиться, но она, по крайней мере, была послушной, хотя тоже приходилось придумывать какие-то подходы. Можно долго рассказывать о том, какие фокусы они вытворяли и какие фокусы я придумывал, чтобы как-то это все же происходило. Сейчас уже смешно вспоминать.

    Основной минус – это недостаток филологической части моего образования. Все же, английский мои дети получили слабее, чем это требуется в современном обществе, хотя чем-то я им, конечно, помогал. Но сейчас они уже сами дополнительно занимаются – взрослый человек может и сам повысить свой уровень.

    – Какова должна быть степень самоорганизации родителя, желающего обучать ребенка дома?

    С моей точки зрения, самоорганизация, организация процесса – основание, на котором все стоит. Родитель заменяет собой методистов, завуча, учителей. Он должен организовать целую структуру. Я до сих пор держу в голове систему того, сколько предметов есть, как дети должны их сдавать, какие есть требования. В начальной стадии обучения ребенок не может это регулировать.

    Но я приучал своих детей к самоорганизации, к планированию занятий. Это происходит постепенно, а так контролировать приходится постоянно. Неуспех в семейном обучении происходит чаще всего именно из-за недостаточной самоорганизации родителей. Люди думали, что им просто нужно обучить тому, чем они владеют, но этого не достаточно, важно все это еще организовать. Не только сам процесс, но и весь режим жизни. Мне близок такой подход: продумывать на будущее процесс и корректировать его по мере необходимости. Я планировал процесс примерно на год, но всегда понимал, что в жизни что-то изменится: ребенок начнет как-то не так себя вести, усваивать материал будет на так легко, придется менять его режим занятий.

    – Должна ли вся семья — оба родителя, родные — поддерживать идеи домашнего обучения?

    – Должно быть единство по таким серьезным вопросам. Ведь это образ жизни семьи. Часто мамы говорят, что они хотели бы, а папы против. Значит, просто не хватает какой-то позитивной информации супругу или родным, которые жестко относятся к этому. Мне кажется, надо донести до людей информацию о том, сколько в этом есть не только минусов, но и плюсов. У меня тоже так было: когда я начинал, некоторые родные были против, но потом успокоились. Так что это лишь повод немного поработать с семьей.

    – Один из самых волнующих вопросов – детям дома мало общения. Как вы решили эту проблему?


    – Во-первых, у нас семья большая. Во-вторых, этот вопрос был для меня одним из главных. Ребенок должен погулять, поесть, поспать и должно быть постоянное общение с разными людьми. Эта задача была – как главный предмет. Это было важнее, чем физика, математика, история. Я старался создавать ситуации общения со своими знакомыми, со знакомыми семьями, чтобы это общение состоялось.

    Вот бывает так: приходит взрослый гость в семью, родители собираются на кухне, а детям включают телек. Взрослые общаются. У меня такого не было никогда. Если кто-то мне говорил: «Леша, я хочу к тебе прийти в гости», – я говорил: «Ты приходишь не только ко мне, но и к моим детям». И вот, допустим, он профессор, начинает говорить о каких-то умных вещах. А я его прошу рассказать, как он когда-то был в стройотряде, реставрировал храм, лазал по веревкам на его крышу. И дети это слушают. Я старался построить общий разговор так, чтобы детям было интересно, чтобы они могли узнать новое.

    Еще мы на много лет подружились с хорошей туристической организацией при одной из школ. Ходили в лодочные и байдарочные походы, жили в стационарных лагерях, участвовали в соревнованиях – в течение всего года. Для детей и подростков это очень важный опыт общения. Когда люди весь день сплавляются на байдарках, потом ночью в дождь ставят палатки, рубят дрова, готовят еду, они учатся быть в коллективе круглосуточно, делить трудную работу. Конечно, я всячески это поддерживал, это прекрасная школа общения, тем более что в подобных коллективах меняется состав, всегда много нового, разных форм взаимодействия.

    – Среди ваших друзей есть реставраторы храмов, а как вы сами относитесь к православной вере?

    – Я не являюсь воцерковленным человеком, но мне очень многое близко в православии. Второй сын с 9 лет сам ходил в церковь регулярно, он очень серьезен в вере, жена у него тоже верующая, у них настоящая православная семья — он всегда был таким. Я водил детей в церковь, может быть, не очень активно, больше по потребности души. Старший сын и младшая дочь больше по настроению ходят в храм, сами эти вопросы для себя решают.

    – Чем сейчас занимаются ваши дети?

    – Старшая дочка до 7 класса училась дома, потом она уехала с мамой в другой город, закончила школу. Она работает в сфере торговли. Сыновья оба закончили технические вузы. Старший сын занят в крупном интернет-проекте, связанном со специальностью – аудио- и видеотехника. Второй сын учился на программиста и работает по специальности с третьего курса. Поступили они своими силами, выдержали серьезный конкурс, учились хорошо, им очень нравилось, особенно старшему. У обоих очень сильные лидерские качества. Младшая дочка в 11 классе и пока не знает, будет ли в этом году поступать в вуз. У нее склонность к рисованию – это ее основной интерес, может, будет учиться на дизайнера. Торопить не буду: лучше она подождет и выберет вуз или другой способ получения образования – я считаю нормальным вариантом, если она закончит хорошие платные курсы и будет работать. Но если она захочет в студенческую среду окунуться – пожалуйста.

    Источник: Православие и мир
    ответить
  • #2
    Eruselet
    15/04/2013
    #

    Больше в школу не пойду

    По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. Закон это позволяет. В целом, опыт семейного обучения получили уже более 1,5 млн россиян. И все чаще родители отказываются от традиционной школы в пользу семейного образования. Можно ли в 4 года закончить первый класс? Почему при записи ребенка в школу спрашивают про рост отца? Сколько стоит семейное обучение? Об этом корреспондент "РГ" беседует с убежденным противником обычной школы, выпускницей пединститута, кандидатом психологических наук и автором методики раннего развития детей Натальей Бабич.

    - Наталья, ведь у вас самой дочка в 4 года уже закончила первый класс?

    - Да. Когда появилась дочь, мне было очень интересно наблюдать, как развивается ребенок, как усваивает информацию. Картинки, книги, разговоры - и получилось, что к 1 году и 8 месяцам девочка знала все буквы. Дальше - больше, по сути я ставила эксперимент на собственных детях. Как известно, интеллектуальный потенциал ребенка формируется до 6 лет. У нас в этом возрасте принято только кормить детей. А моя дочка в 2,5 года читала, а к 7 годам уже закончила начальную школу. С сыном было легче. Я ведь учитывала сделанные ошибки. В 7 лет он пошел в 5 класс частной школы.

    - То есть вы очень рано начали детей учить читать и писать?

    - Да. Но не так, как это делают в школе. Там на подготовительных отделениях все ученики сначала пишут буквы по клеточкам. Это очень трудно, да и вредно, потому что в дальнейшем тормозит развитие навыков письма. Я придумала другой способ, приемлемый для маленьких. У меня получилась игра для маленьких детей, книжка о которой недавно вышла в одном из издательств. В набор входит трафарет с печатными буквами и разные карточки, где написаны слова и буквы.

    Я выбрала 60 слов на разные способы прочтения. На другой стороне карточки - картинка того, что написано. Ребенок буквы уже знает, прочитать слово может. Переворачиваем карточку - там картинка, а под ней звездочки. Ищем карточки со звездочками. На них буквы из того слова, которое читаем. Собираем слово, переворачиваем - а там иллюстрация из сказки. Моя дочка в 2 года очень любила эту игру.

    - А в обычную школу ваша дочь ходила?

    - В 5 лет ее взяли в одну известную школу для одаренных. Мы пришли, стали учиться. Смотрю, на месте стоим. После 2 месяцев такого обучения предложила перевести дочь на индивидуальный план занятий. А мне намекают: заплатить бы надо. Я удивилась: простите великодушно, за что? На следующий день мне сообщили, что мы больше там не учимся. В 7 лет дочка была готова учиться в 5 классе обычной школы. При записи в одну из школ завуч спрашивает: "У вас ребенок какого роста? А ваш муж какого роста? ...Нет, в 5 класс взять не можем!" Ребенка он в глаза не видел. В итоге пришлось поменять четыре школы. В 15 лет дочка получила аттестат.

    - Неужели нигде не попался ни один хороший учитель?

    - Повезло только сейчас, когда нашли школу, где учится сын. Школы меняли потому, что мне не нравится, что там происходит. Мне не нравится, когда орут на детей, когда в ответ на предложение решить задачу двумя способами, а не одним, как требует учебник, дочка отвечала: "Инициатива наказуема!"

    Помню, однажды получилось так, что из 28 человек у 17 в ее классе в четверти вышли «двойки». Мы с родителями пошли к учителям. Я спрашиваю: "Зачем столько «двоек» ставить? Ведь «двойка» - это стимул внешней мотивации, а не внутренней". Один премудрый педагог говорит: "Может, за голову возьмутся?" А если нет? Учителя думают, что можно вот так - раз, и всех построить, заставить. Думают, что дети должны учиться. Это учитель должен сделать так, чтобы было интересно учиться.

    - А ваша-то дочка как училась?

    - Неплохо. После школы поступила в ВШЭ на математическое отделение и, кстати, имеет два Кембриджских сертификата по английскому языку. Правда, английский в школе никогда не учила. Всегда занималась с репетиторами.

    - Получается, семейное образование - очень дорогая вещь?

    - Да, сопоставимое с расходами на частную школу. Но учеба в частной школе не дает никаких гарантий того, что ребенку будет там комфортно. Мой сын в 7 лет пошел в частную школу, в 5 класс. В итоге в первый же год его там избили. Потом выяснилось, что над ребенком не раз издевались. Когда Тимуру исполнилось 11 лет, из школы он ушел. И я в очередной раз взяла инициативу в свои руки. ГИА за 9 класс сын сдал на "отлично". Каждый день к нему приходили частные репетиторы, сейчас ему 14 лет, и он сам ходит к ним.

    - Это школьные учителя или вузовские педагоги?

    - Разные. Репетиторов я искала на специализированных сайтах в интернете. По литературе, например, у меня поменялось три репетитора. Одна мне показалась неинтересной, другая была слишком занята собой, а третья устраивает на 100 процентов. Математику преподает выпускница мехмата МГУ. У меня, к слову, тоже есть ученики, и в последнее время такое ощущение, что детей в школе не учат ни читать, ни считать, ни писать. Второклассники не знают состава числа, не могут решать задачи, а самое главное - не умеют говорить и связно оформить свою мысль.

    - Одаренные дети вам встречались?

    - Конечно! Их же сразу видно. Одаренность - это высокий интеллект, мотивация и креативность. Одаренные по-другому выполняют задания, ведут себя нестандартно, у них есть склонность к классификации. Одаренных характеризует удивительная концентрация внимания, сосредоточенность на предмете, невозможность отвлечь от занятия. У одаренного может быть моментальная мыслительная реакция и потрясающая работоспособность.

    - В обычной школе вам приходилось работать?

    - Да, но у меня был один недостаток: я ходила только к детям, за что получала упреки от коллег. Сейчас, к сожалению, у учителей очень низкая квалификация. Я согласна с теми, кто считает, что в школу попадают после двойного негативного отбора. В итоге туда идут не всегда умные, не всегда образованные и часто агрессивные люди. Работая на кафедре психологии начальных классов, проводила исследование, которое показало: у 95 процентов будущих учителей начальных классов проявился высокий уровень агрессии. Я была потрясена.

    - Но, может быть, ребенку в коллективе психологически обучаться все же комфортнее, чем дома?

    - Один на один - знания глубже. Все вокруг используют затасканную фразу "ребенок должен быть все время в коллективе". Причем то, как его там "утюжат", тоже считается социализацией. Только вот не знаю, что лучше: выправлять сломанный цветок или дать ему окрепнуть, а уж потом проверять на прочность? Пока ребенок не сформировался как личность, лучше враждебной среды избегать. Поэтому я не считаю, что мы многое потеряли, отказавшись от обычной школы.

    - А как у них, на Западе?

    - Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. В США создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы. Ежегодно число "домашних учеников" в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в Австрии, Великобритании, Венгрии, Италии, Норвегии, Польше, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии.

    Беседовала Ирина Ивойлова

    Источник: Российская газета
    ответить

Интересные посты

Просмотров: 232 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0