Четверг, 19.09.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2014 » Март » 18 » Развиваем чистую душу и ум ребенка
12:39
 

Развиваем чистую душу и ум ребенка

Вниманию читателей предлагается образовательная программа дополнительного образования детей «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства». Ее автор — педагог Московского городского дворца детского (юношеского) творчества Татьяна Юрьевна Ронами. Программа нацелена на преодоление таких типичных для современных подростков «болезней», как разобщенность, замкнутость, агрессивность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним.

Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля.
Платон. О законах

Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами социально-педагоги-ческой направленности и составлена на основе многолетнего опыта работы в студии Театра Юных Москвичей.

Художественно-эстетическая направленность реализуется в процессе обучения актерскому мастерству и постановки спектакля.
Во-первых, театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с его личными переживаниями.

Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля.
Платон. О законах


Во-вторых, театр ближе, чем какой-либо другой вид творчества, непосредственно связан с игрой — этим «корнем всякого детского творчества» (Л.С. Выготский).
Само воплощение театральной постановки дает возможность для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют, рисуют, шьют, поют, танцуют. Все эти занятия, вместе взятые, приобретают смысл и цель как часть общего, как результат творческих усилий всего коллектива, т.е. спектакля с волнующим детей замыслом, при подготовке которого педагог помогает детям действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, раскрывать содержание доступных детям ролей и всей пьесы в действии. Именно театральная игра развивает природные свойства и спо-собности детей, помогает педагогу в выполнении поставленных целей и задач.

Элементы социально-педагогической направленности обеспечиваются погружением обучающихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нравственного воспитания. Это погружение осуществляется специальными режиссерско-педагогическими методиками, разработанными автором данной программы, которые включают в себя поэтапное знакомство обучающихся с основами актерской грамоты, нравственных и духовных примеров из шедевров классической и духовной литературы.

Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность определяются обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания — все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неуме-ние сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.

Отличительные особенности программы

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, просмотр спектаклей — все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему? Задача театральных занятий — подготовить почву, сде-лать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем принесло свои плоды — чем раньше, тем лучше.

Цель и задачи программы

Цель: обучение основам театрального искусства, развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства.

Задачи: обучающие:

обучить основам театрального искусства;
обучить практическому применению специальных знаний, сформированных умений и навыков, в процессе коллективной творческой деятельности;
обучить культуре общения;
— обучить духовно-нравственным традициям;

развивающие:

сформировать нравственное отношение к окружающему миру, развить способность к сопереживанию, состраданию, участию в судьбе и жизни другого человека, творческого коллектива и т.д.;
развить духовно-нравственную устойчивость и эмоционально-волевые качества личности ребенка;
сформировать основы театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, актерской грамотности (или основ актерского мастерства);
развить внимание, память, музыкальность, коммуникабельность, мышечную свободу, эмо-циональную отзывчивость;
развить способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности;

воспитательные:

воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовно-нравственных качеств;
сформировать правовую культуру и нормы поведения в коллективе;
воспитать толерантное отношение к другим национальностям и религиям;
сформировать патриотизм и культуру меж-национального общения.

Возраст обучающихся — 9—12 лет.

Количество детей в группе:

1-й год — 15 чел. Возраст — 9—11 лет.

2-й год — 12 чел. Возраст — 10—12 лет.

3-й год — 10 чел. Возраст — 11—12 лет.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы — 3 года.

Количество часов в год — 216.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, с 15-минутным перерывом после каждого академического часа.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседы преподавателя с обучающимися, совместное комментирующее прочтение драматургического материала, упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, репетиции, экскурсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, встречи с деятелями искусств, просмотр спектаклей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся после 1-го года занятий будут

знать:

духовно-нравственные основы общества;
основы театрального искусства;
правила поведения на сцене и в общественных местах;
культуру восприятия замечаний;
предлагаемые обстоятельства;
практическое применение специальных знаний, сформированных умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности;

уметь:

управлять своим вниманием;
активизировать свою фантазию;
осмысливать поведение в собственных работах;
работать в коллективе;
различать разное поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Обучающиеся после 2-го года занятий будут

знать:

приемы подготовки и выполнения этюдов;
правила словесного действия;
жанры и способы существования на сцене;

уметь:

распределять себя в сценическом пространстве;
владеть и пользоваться словесными воздействиями;
анализировать свою работу и товарищей;
— быть ответственными перед партнерами
и зрителями;
выполнять домашнюю работу; *
вносить коррективы в свое исполнение;
работать в «команде».

Обучающиеся после 3-его года занятий будут

знать:

технологию «метода действенного анализа»;
практическое применение полученных знаний в создании сценического образа;
основные направления развития современного театра;

уметь:

ответственно исполнять роль на протяжении всего спектакля;
активно участвовать в репетиционной работе;
— импровизировать при исполнении роли
в спектакле;
избегать конфликтной ситуации или находить возможные пути решения конфликта;
расширять культурный кругозор и постоянно духовно совершенствоваться.

Способы проверки результатов:

Реализация данной программы изначально предполагает достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки актерской деятельности) и нравственного (определенные свойства личности). Специфика нравственного воспитания театральными средствами предусматривает отслеживание результатов с учетом двух направлений, выделяя две группы показателей:
— учебные — фиксирующие предметные зна
ния, умения, навыки, приобретенные в процессе
освоения им программы по актерской деятельно
сти (табл.1);
— личностные — выражающие изменения
нравственных качеств под влиянием занятий
в театральном коллективе (табл. 2).

В табл. 1 приводится описание процедуры отслеживания учебных результатов обучающихся.
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается, те требования, которые предъявляются к обучающимся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляют те ожидаемые результаты, которые заложены в программу. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (и тогда мы получаем развернутый вариант наблюдения за усвоением программного материала), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант).


Изложенные в систематизированном виде, они наглядно представляют то, что педагог хочет получить на том или ином этапе обучения и воспитания.

Совокупность измеряемых показателей разделена в табл. 1 на несколько групп.

1-я группа показателей — теоретическая подготовка обучающихся:
что «дети будут знать»;
владение специальной театральной терминологией по тематикам программы (т.е. понимание основных понятий, отражающих специфику театральной деятельности).

2-я группа показателей — практическая подготовка обучающихся включает:
практические умения и навыки, предусмотренные программой, что «дети будут уметь»;
творческие навыки обучающихся (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).

3-я группа показателей — нравственное развитие и коммуникативные навыки:
коммуникативные навыки; учебно-организационные умения.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний и умений, навыков обучающихся тем требованиям, которые заданы программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения программного материала — от минимального до максимального. В таблице дано краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Графа «Возможное количество баллов» должна быть тщательно продумана. Напротив каждого уровня необходимо проставить балл, который в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей записывается способ, с помощью которого будет определяться соответствие результатов обучения и воспитания программным требованиям. Используемые методы: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, урока, обсуждение сценического выступления, собеседование (индивидуальное, групповое). Для того чтобы зафиксировать результаты каждого обучающегося, используются индивидуальные карточки учета результатов.


В табл. 2 раскрывается методика отслеживания развития нравственных качеств. Вопрос о показателях, на основании которых можно определить положительную или отрицательную динамику нравственного изменения личности, — один из самых сложных. Тестовая диагностика личностного роста школьника, методика индивидуального диагностического собеседования выделяют разные параметры — ценностные отношения, личностные качества и т.д.

В предлагаемой методике отслеживание динамики нравственного развития младших школьников, занимающихся театральным искусством, осуществляется по трем направлениям. Каждому направлению соответствует блок личностных качеств. Состав каждого блока отражен в таблице.

Специфика театральных средств способствует воспитанию элементарных организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою театральную деятельность (сочинение тем этюдов, фантазирование на заданную тему, освоение сценического пространства и т.д.)! умение выполнять необходимую, но неинтересную работу (уборка репетиционного или сценического помещения, посильный ремонт декораций и костюмов, складирование реквизита и т.д.); умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения; осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.

Таблица 2 построена по тому же принципу, что и табл. 1. В качестве критериев используются признаки, отражающие умение обучающихся адекватно оценивать собственные возможности и самостоятельно регулировать свое поведение.
Из методов диагностики личностных изменений используются такие: наблюдение, анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии, метод незаконченного предложения.

Отслеживаемые показатели (нравственные качества) объединены в три группы:
1-я группа показателей — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой театральной деятельности.

Терпение. При оценивании высший балл присваивается за осознанную выдержку, за выполнение сценического задания без внешних дополнительных побуждений.

Воля. Высшим баллом оценивается способность выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждений со стороны педагога или родителей.
Дисциплинарно-эстетические навыки нравственного поведения. Оценивается умение контролировать собственные действия, внимание, память.
Самоконтроль — как интегративная характеристика, свидетельствующая об умении обучающегося регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

В таблице выделены три уровня интереса к занятиям: интерес навязан извне; интерес стимулируется периодически извне; интерес поддерживается самостоятельно. Наивысший бал ставится в том случае, когда интерес поддерживается самостоятельно. Регулярные занятия, сопряженные с преодолением трудностей, приводят одних обучающихся к снижению интереса, других, наоборот, — к переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить театральную деятельность.
Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Целесообразно отмечать и поддерживать даже небольшие успехи обучающегося; планировать темпы и предполагаемые результаты нравственного воспитания. Поэтапное планирование ожидаемого результата будет конкретизацией нравственного развития обучающегося и развития уровня его интереса к театральному делу.



Формы подведения итогов реализации программы

Форма итогового прохождения программы — учебная работа в виде спектакля, театрализованного представления или показа самостоятельных работ.

Промежуточный контроль прохождения программы заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде открытых занятий для родителей, учебного показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.
По окончании 3-го года обучения, согласно Положению об аттестации в учебных группах дворца, обучающимся вручаются удостоверения, свидетельства и дипломы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводно-организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1.1. Формирование коллектива. Собеседование индивидуальное.

Правила поведения на сцене, за кулисами и в общественных местах. Знакомство с историей и теорией театра.
Практическое занятие. Экскурсия по дворцу. Знакомство с техническими службами театра. Анкетирование и тестирование обучающихся.

Раздел 2. Внимание

2.1. Умение управлять своим вниманием. Три круга внимания.

Развитие внимания. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать.

Практическое занятие. Упражнения, направленные на коллективность в выполнении: поставить полукругом стулья и одновременно сесть, встать на определенный счет в геометрическую фигуру, «поймать» хлопок, одновременный поклон, «давайте послушаем улицу, коридор, соседнюю комнату» и т.д.

2.2. Умение фиксировать и осмысливать особенности поведения.

Умение наблюдать мир вокруг себя. Нравственное осмысление поступков своих и окружающих.
Практическое занятие. Упражнения: «Метро», «Переменка», «Впервые в жизни».

2.3. Внимание, направленное на коллектив ность исполнения заданий.

Правила поведения в коллективе и общественных местах.

Практическое занятие. Упражнения и игры: «Замри», «Дружные звери», «Колечко», «Праздник», «Пожелание».

Раздел 3. Развитие воображения

3.1. Формирование умения активизировать свое воображение.
Согласованность действий в коллективных упражнениях. Значение мышечной свободы и внимания. Культура восприятия замечаний педагога и товарищей.

Практическое занятие. Фантазирование об увиденном: карандаш, игрушка, человек в метро, превращения предмета, рассказ на предложенную тему, описание знакомого пейзажа, воспроизведение придуманного, нахождение в привычном новое и т.д.

3.1. Одно и то же, но по-разному.

Практическое занятие. Три варианта упражнения на одну и ту же тему: «Телефонный разговор», «Открыть дверь», «Книга», и т.п.
Согласованность действий в коллективных упражнениях.
Практическое занятие. Коллективное исполнение этюдов на тему: «На автобусной остановке», «В походе», «День рождения», «Метро» и т.п.

Значение мышечной свободы и внимания. Разновидности мышечного зажима. Мышечная свобода.

Практическое занятие. Упражнения на расслабление мышечного аппарата: «Поза кучера», «Треугольник», «Парусник» и т.п.

Раздел 4. Действия в предлагаемых обстоятельствах

4.1. Умение действовать в условиях вымыслатак, как «если бы» я действовал в подобных условиях в жизни.

Понятие «Если бы». Сценическая правда.

Практическое занятие. Упражнения: «обжегся», сел на бугорок (муравейник, ежа и т. д.), просыпал муку, разбил вазу, услышал телефонный звонок.

4.2. Умение добиваться выполнения поставленной задачи, обращаясь к воображению, к эмоциональной памяти.

Сценическая задача. Значение эмоциональной памяти.

Практическое занятие. Упражнения на эмоциональную память: «Дорога домой», «Дорога в школу», «Впервые в жизни» и т.п.

Раздел 5. Оценка факта

5.1. Развитие способностей живо и инициативно реагировать на изменение условий вымысла.

Понятие «Событие». Схема построения этюда. Практическое занятие. Этюды на оценку факта.

Раздел 6. Этюды

6.1. Этюдная работа. Значение подробностейв искусстве.

Значение первоначального навыка и анализ собственного этюда.

Практическое занятие. Выполнение этюдов с одним словом, с тремя словами, «дверь» (3 варианта), «телефон» (3 варианта), «книга» (3 варианта).

6.2. Значение первоначального навыка культуры зрительского восприятия.

Правила поведения в зрительном зале и общественных местах. Законы зрительского восприятия.

Практическое занятие. Наблюдения за поведением зрителей во время спектаклей и антрактов в театральном зале, фойе и буфете.

6.3. Этюды на сценическое взаимодействие.

Нормы поведения в коллективе и общественныхместах. Взаимопомощь в установке декораций и в организации показов этюдов.

Нравственность и безнравственность. Уважительное отношение к партнеру.

Практическое занятие. Парные и коллективные этюды.

Раздел 7. Перемена отношения к предмету и партнеру

7.1. Действия с воображаемыми предметами
(память физического действия).

Значение действий с воображаемыми предметами (память физического действия).

Практическое занятие. Упражнения с воображаемым предметом.

7.2. Постепенный переход от массовых (коллективных) игр, упражнений, этюдов к индивидуальным.

Практическое занятие. Выполнение упражнений от простого к сложному (пришиваем пуговицу, играем в снежки, собираем ягоды, цветы, грибы и т.п., ловим бабочку, пушинку, комара, соседскую кошку и т.п.). Упражнение: группа зрителей — группа исполнителей.

Раздел 8. Перемена отношения к партнеру

8.1. Воздействие партнеров друг на друга. Взаимное уважение, ответственность, самодисциплина и эмоциональная отзывчивость.
Воздействие партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах.

Практическое занятие.

Этюды: без слов, органическое молчание, с одним или несколькими словами, со словами на заданную тему (убедить, оправдать, зоопарк и др.).

8.2. Взаимодействие и взаимосвязь партнеровдруг с другом. Чувство партнерства, умениеубеждать. Сострадание и соучастие.
Практическое занятие. Этюды-пристройки.

Раздел 9- Экскурсии, просмотры спектаклей

Практическое занятие. Экскурсия в Театральный музей им. Бахрушина. Просмотр детских спектаклей в театрах Москвы.
Раздел 10. Итоговое и контрольное занятие

10.1. Контрольное занятие. Практическое занятие. Подготовка, проведение и обсуждение контрольного занятия.

10.2. Итоговое занятие.

Практическое занятие. Учебный показ упражнений и этюдов. Подведение итогов 1-го года обучения и тестирование обучающихся. Задание на лето.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводно-организационное занятие

1.1. Организация учебного процесса.

Знакомство с программой 2-го года обучения.

Практическое занятие. Проверка летнего задания. Собеседование. Тестирование. Анкетирование. Составление списка дежурств. Инструктаж по технике безопасности.

1.2. Повторение пройденного.

Практическое занятие. Упражнения на внимание, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства. Упражнения: «да—нет—да», «Вам барыня прислала...», связаться глазами с партнером; отношение к предмету: скалка превращается в ленту, галстук, змею и т.д., шапка становится котенком, тарелкой, супом, арбузом и т.д.

Раздел 2. Наблюдения

2.1. Экскурсия в зоопарк; наблюденияза животными.

Практическое занятие. Наблюдения: «Зоопарк», «Птичий двор», «Аквариум», «Козлятушки-ребятушки». Работа над пластикой выбранного животного. Этюды на взаимодействие друг с другом в пластике животных.

2.2. Наблюдения в метро: походки; виды поведения.

Внимание к жизни, пристальное наблюдение. Интересный факт.

Практическое занятие. Наблюдения за ситуациями, подсмотренными в жизни.

2.3. Публичное одиночество.

Целесообразность поведения. Специфика актерских задач.

Практическое занятие. Этюды на публичное одиночество.

Раздел 3. Сценическое общение

3.1. Поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Практическое занятие. Этюды и упражнения на изменение поведения в заданных предлагаемых обстоятельствах.

3.2. Сценическое общение как средство раскрытия характера.

Значение сценического общения как средства раскрытия характера. Значение поведения в актерском искусстве.

Практическое занятие. Упражнения на превращение с помощью изменения своего поведения: оправдание поз; отношение к партнеру; сюжетные этюды (в классе, в читальном зале, на рыбалке, ссора). Этюды с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнера: удивить, спросить, приказать, узнать, объяснить, ободрить, предупредить и т.д. Этюды на общение: «Молча вдвоем», «Событие», «Лидер и его команда» и т.п.

3.3. Органичность поведения в актерскомискусстве.

Органичность поведения в условиях вымысла. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события.

Практическое занятие. Этюды: «Поражение», «Зубная боль», «Ожог», «Победа» и т.п.

Раздел 4. Словесное действие

4.1. Речь и тело.

Формирование представления о соответствии работы тела и речи.

Практическое занятие. Инсценировка басни.

4.2. Техника речи. Невербальная выразительность.

Практическое занятие. Артикуляционная гимнастика. Тренинг голосоречевого аппарата. Тренировка выразительности мимики, жестикуляции и поз.

4.3. Словесные действия как подтекст.

Понятие подтекста.

Практическое занятие. Пословицы и поговорки с изменением актерских задач.

4.4. Сопоставление и оценки происходящегов сценических условиях с аналогичными явлениями в жизни. Формирование критериев оценки качества работы.

Практическое занятие. Этюды, импровизации учебного характера. Сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями в жизни. Обсуждения, разбор этюдов, воспитание у ребят интереса к работе друг друга.

Раздел 5. Сценическое действие

5.1. Целенаправленность, подлинность, после
довательность.

Главные признаки сценического действия. Целенаправленность, логика, последовательность, подлинность.

Практическое занятие. Практическое закрепление и проверка логики поведения в живом действии и во взаимоотношениях.

5.2. Необходимые условия для подлинного сценического действия.

Необходимые условия для подлинного сценического действия (внешнее и внутреннее внимание на конкретном объекте, наблюдательность).

Практическое занятие. Тренировочные этюды.

Раздел 6. Этюдная работа

Теория построения этюда. Событийные факты. Человеческие действия, поступки, цели, задачи и взаимоотношения.

Практическое занятие. Этюды на рождение слова. Этюды на три слова. Этюды на события.

Раздел 7. Экскурсии, просмотры спектаклей в театрах, праздники, конкурсы, вечеринки
Практическое занятие. Праздники народного календаря и разных национальностей. Экскурсии в музеи. Конкурс лучших творческих работ.

Раздел 8. Итоговое и контрольное занятие

Контрольное занятие. Демонстрация актерского тренинга. Подготовка, проведение и обсуждение контрольного занятия.

Итоговое занятие. Учебный показ наблюдений и этюдов на общение. Подведение итогов 2-го года обучения и тестирование обучающихся. Задание на лето.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводно-организационное занятие

Проверка летнего домашнего задания. Анкетирование. Цели и задачи нового учебного года. Элементарные сведения о сценическом действии: целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность как главные признаки сценического действия.

Практическое занятие. Упражнения, этюды и игры, направленные на развитие умения действовать целенаправленно в вымышленных условиях (в предлагаемых обстоятельствах). Этюды на изменение ритма действия в зависимости от обстоятельств.

Раздел 2. Развитие наблюдательности и внутренней собранности. Умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) — главные условия сценического действия.

Практическое занятие. Этюды на изменение физического самочувствия, которое выражается в поведении.

Раздел 3. Оправданность поведения и действия. Умение оправдывать свое поведение (свои действия) предлагаемыми обстоятельствами и изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств.

Практическое занятие. Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика (оценка факта).

Раздел 4. Сценическое общение

4.1. Проявление основных характерологических особенностей человека.

Основные характеры человека. Понятие о добре и зле.

Практическое занятие. Этюды — наблюдения за особенностями человеческого характера.

4.2. Проявление индивидуальности человека в общении. Знакомство с логикой межличностного общения.

Практическое занятие. Этюды: сила и слабость; дружелюбность и враждебность и т.д.

4.3. Особенности логики в построении взаимодействий с партнером (параметры общения).

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.

Практическое занятие. Этюды по репродукциям. Этюды с психологической мотивировкой.

Раздел 5. Слово как средство общения

5.1. Словесное действие.

Выразительность речи. Речевая характерность. Действие словом. Психофизическая выразительность речи. Особенности речевой характерности. Заданные словесные действия как предлагаемые обстоятельства: звать; приказывать; просить; объяснять; упрекать; предупреждать; утверждать и т.д.

Практическое занятие. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом: отстоять, доказать, убедить, защитить, уговорить.

5.2. Логика речи.

Логический разбор. Основные правила логического чтения текста. Значение паузы. Правила орфоэпии.

Практическое занятие. Логический и орфоэпический разбор литературного текста: пословицы, басни, стихотворения.

Раздел 6. Выбор драматургического материала

6.1. Предварительный разбор драматургического материала.

Предварительный разбор пьесы (новой или повторное прочтение выбранного материала). Первоначальное знакомство с творчеством (биография) автора. Знакомство с эпохой, отраженной в пьесе. Определение жанра пьесы.

Практическое занятие. Первое чтение произведения руководителем. Обмен впечатлениями. Пересказ. Разбор текста (что происходит, почему, с какой целью).

6.2. Коллективное определение основных тем; выявление основного конфликта; идеи; анализ поступков героев и т.д.

Коллективный подбор материала (пьеса, инсценировка и т.п.).

Практическое занятие. Предварительный разбор: выделение темы, основного конфликта, идеи, анализ поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровые особенности драматургического материала. Работа над отдельными эпизодами и сценами.

Уточнение смысла отдельных событий. Определение логики поведения каждого персонажа. Этюды на практическое освоение логики действий.

6.3. Жанровые особенности драматургического материала.

Понятие жанров в драматургии. Особенности театрального языка в различных жанрах.

Практическое занятие. Инсценировка сказки в разных жанрах.

Раздел 7. Отличие театра от других видов искусства

Отличие драматического театра от оперы, балета, цирка, кукольного театра. Особенности детского непрофессионального театра. Коллективность театрального искусства. Спектакль — результат творческого труда всех педагогов (хореографа, вокалиста, художника-постановщика, звукооператора, осветителей и т.д.).

Практическое занятие. Просмотры спектаклей оперы, балета, цирка, кукольного театра.

Раздел 8. Основные компоненты спектакля

8.1. Декорации, костюм, свет, музыка, реквизит.

Декорации, костюм, свет, музыка, реквизит и их значение в спектакле. Особенности драма-тургического искусства.

Практическое занятие. Совместный поиск художественно-изобразительного решения спектакля (помощь в изготовлении декораций, костюмов и т.д.). Конкурс на лучшую афишу, программку спектакля.

8.2. Культура поведения в театре, за кулисами.

Уважение к труду работников театра.

Техника безопасности на сцене и за кулисами театра. Технические службы театра. Уважение к их труду. Культура поведения в театре (в зрительном зале, за кулисами, на сцене).

Практическое занятие. Посещение мастерских профессионального театра и киностудии.

Раздел 9. Репетиции учебного спектакля

Занятия театром не только удовольствие, но и труд: творческий, напряженный, самоотверженный, требующий постоянного самосовершенствования необходимых навыков и умений. Стремление к творческой отдаче и командной активности. Значение организационной работы в период прогонов и генеральных репетиций.

Практическое занятие. Работа над текстом: углубленное проникновение в авторский замысел, уточнение мотивов поведения, домысливание биографий персонажей, этюдная работа над отдельными картинами и пьесой (инсцени-— ровкой) в целом. Определение и закрепление мизансцен спектакля. Работа над нахождение ем художественно-изобразительного решения спектакля. Уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений на основе текста и подтекста роли. Прогонные репетиции отдельных сцен, актов, всей пьесы. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля, оформление музыкального сопровождения, костюмов, света и т.д. Репетиция со всеми компонентами спектакля (декорациями, в костюмах, с музыкой и светом). Проигрывание пьесы (инсценировки) целиком: окончательная расстановка всех смысловых акцентов, выявление недоработок и устранение их повторными репетициями. Проверка темпоритма спектакля, степени напряженности, быстроты борьбы, нарастания действия и его спады. Технические прогоны. Установление пере-становки декораций. Ответственные за костюмы. Дежурные в зрительном зале. Технический прогон и генеральная репетиция.

Раздел 10. Итоговое занятие

Практическое занятие. Показ спектакля и его обсуждение. Обсуждение внутри коллектива. Оценка работы каждого. Обсуждение спектакля со зрителями. Внесение необходимых изменений. По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация обучающихся согласно Положению об аттестации в учебных группах дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дети, зачисленные в театральную студию, чаще имеют искаженное представление о театральной деятельности, так как у них еще нет ни личностного опыта и навыков зрительской культуры. Педагогу необходимо не формально, а заинтересованно, через анкеты или тестирование выявить личные представления обучающихся о театральной дея--тельности. Это позволит в процессе реализации программы правильно спланировать личностную траекторию каждого обучающегося.

При использовании методов театральной педагогики необходимо учитывать опасность театральной игры, заключающейся в раннем развитии у детей тщеславия, неестественности, затаенной зависти и т.д. В связи с этим рекомендуется освоение обучающимися предусмотренных программой навыков и умений проверять путем наблюдения за характером их поведения в соответствующих ситуациях.

Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Занятия актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учета развития и воспитания его нравственных качеств. Н.В. Гоголь сказал: «Театр — ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества.

«Возраст нежный, — он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели» (Иоанн Богослов).

Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и не теряться перед преодолением их. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет — не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для него были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка. Эти условия должны создаваться в тесном союзе с родителями и при непосредственной поддержке и взаимопонимании с администрацией.

Процесс воспитания — основание любой педагогики.

Если воспитание — это процесс, то он эффективнее достигается средствами театрального искусства в системе дополнительного образования.

Процесс воспитания методами театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует детей в культурно-социальном пространстве общества.

«Несомненно, что воспитание ребенка может происходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание», — написал Н.И. Пирогов в своей статье «Образование и воспитание». «Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитывается собственными средствами... От образованиях некоторого взгляда на вещи — правильного или неггравиль-ного, — от образования нравственного кодекса вы его не убережете».

Театральными средствами успешно решается и другая задача образовательного процесса — обучение.

В процессе занятий дети получают систему профессиональных знаний, овладевают практическими навыками техники актерского мастерства, приобретают умение мыслить и сопоставлять, умение двигаться на сцене, правильно и четко говорить, умение владеть своим голосом, умение решать различные сценические задачи, и самое главное умение — это умение учиться, т.е. желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки, применяя их на практике.

«Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, — пишет Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике», — а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки».

Любая профессиональная деятельность опирается на реальные умения человека, на его способность к тем или иным действиям.
Большинство театральных программ отводят обучению главную роль.
Можно научить правильно и выразительно говорить, пластично двигаться на сцене, правильно анализировать драматическую ситуацию и натренировать нужные навыки, но желание активно участвовать в деле и воля к труду могут быть развиты только в процессе длительного воспитания.

Педагог имеет возможность средствами театрального искусства стихийное развитие личности делать целенаправленным, помочь приобрести навыки общественной и способствовать развитию духовной жизни, приобрести новый опыт общения, общения в любви, который вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию.
«Процессы развития делают научение возможным, но само научение не является причиной развития, — пишет английский психолог Томас Бауэр. — Способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые могут угасать, если их не упражнять».

Надо иметь в виду, что «воспитание театром» не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее в жизни и на сцене. В программе нет жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подгонять детей, жизнь каждого ребенка ценна именно своим личным путем и личным трудом. На это педагог и должен ориентироваться, не авторитарно воздействовать на детские души, а помогать ребенку в раскрытии его личностных особенностей и психологической индивидуальности.

Занятие театральным искусством полезно < всем детям, особенно малоспособным, для этого; необязательно заниматься им театральным искусством на профессиональном уровне.
Основа детского театра — это духовно- , нравственная атмосфера, складывающаяся в меж- > национальном и межконфессиональном коллективе, объединенном общей творческой задачей. Учиться театру — это еще и учиться общению, взаимопониманию в процессе создания драматургического произведения.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

Программа делится на разделы, в которых на первый план последовательно выступают основные темы образовательного курса:

внимание;
воображение;
«я» в предлагаемых обстоятельствах;
оценка факта;
отношение к предмету;
отношение к партнеру;
общение;
наблюдения;

работа над драматургическим материалом.

Это не значит, что эти темы рассматриваются и тренируются отдельно. Для выработки у детей необходимых умений и навыков необходим комплексный подход, но с акцентом в проверочных открытых занятиях — на конкретную тему.

Азбука сценической грамоты начинается с развития и тренировки:

внимания;
воображения;
свободы мышц;
действия;
веры в предлагаемые обстоятельства;
чувства правды;
эмоциональной памяти;
природы общения.

Методика работы по программе имеет свои особенности по годам обучения.

Первый год обучения.

Основное внимание педагога сосредоточено на создании коллектива, развитии театрально-художественного кругозора, выявлении характерологических особенностей обучающихся, образовательный процесс направлен на^прйктическое знакомство и применение элементов сценической грамоты.

Второй год обучения.

При повторении пройденного используются упражнения первого года обучения с постепенным и последовательным усложнением. Если предыдущий уровень сложности преодолен, задача педагога — открыть новые цели, создать новые препятствия для их внутреннего преодоления.

Акцент делается на подготовке совместной учебной работы в форме инсценировки или небольшой пьесы; приобщение к другим видам искусства: танцу, вокалу, посильное изготовление декораций, деталей костюмов, реквизита и т.д. Изучение эпохи, жизненных явлений, конфликтов, затронутых в учебном драматургическом материале, проходит проработка ситуаций в различных вариантах, в тренировочных этюдах.

Третий год обучения.

Сценическое воплощение драматургического материала. Совместное пред-варительное определение основной идеи и на этой основе — главной учебно-творческой задачи всего коллектива.
Задача педагога не в стремлении отработать тщательно каждый отдельно взятый раздел, а комплексно воздействовать на личность ребенка и развивать его нравственные качества.
Именно упражнения и этюды «на общение» дают возможность педагогу по-настоящему проверить, не было ли допущено ошибок в выборе тех или иных методов и приемов в процессе обучения.
В основе любого драматургического произведения лежит конфликт. Чаще всего негативные стороны ребенка раскрываются в этюдах на общение, в которых заложена конфликтная ситуация. Работа над этими сценическими этюдами предлагает действительно простые и эффективные методы для решения конфликтных ситуаций любого уровня и дает возможность их тренировки в жизни.

В учебно-тематическом плане названы этюды и упражнения с воспитывающей задачей, работа над которыми будет:

1) развивать самостоятельность и инициативу (для робких, застенчивых и т.д.);

формировать умение сочувствовать, сопереживать всему окружающему;
формировать культуру общения;
формировать умение преодолевать трудности (неоднократный повтор этюда, до положительной оценки);
формировать умение различать в собственных поступках хорошее и плохое. .
Важно не то, что создадут дети, а важно, как они творят, упражняются в творческом воображении, увлекаются художественным вымыслом, ставят себя в положение вымышленных героев, активно включаются в их жизнь. Творческий процесс развивает природные способности детей. Основными критериями прохождения программы являются:
Эмоциональный след от занятий, от творчества —удовлетворение, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.

Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:

освоение сценического пространства;
отношение к предмету;
отношение к партнеру;
внимание;
самостоятельность идеи;
общение,
исполнительская культура.

3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.

После третьего года обучения проходит итоговое занятие в форме открытого показа для родителей, педагогов, администрации и друзей, учебной работы в виде спектакля, театрализованного представления или показа самостоятельных работ. По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация.
Положительный результат возможен тогда, когда и педагог, и ребенок оказываются в общем, одном «пространстве», чтобы «хотелось быть вместе», чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий ни свободу, ни равенство позиций.

Надо очень внимательно отнестись к выбору репертуара, упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития их наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и общения. Темы и сюжеты должны быть близки их жизненному опыту, находить в них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности, работе фантазии.
При начале работы над инсценировкой или небольшой учебной пьесой, написанной совместными усилиями, перед педагогом встает проблема — заботиться в первую очередь об эстетическом удовольствии будущих зрителей или о решении воспитательных задач. Процесс обучения сильно пострадает, если педагог подойдет к занятиям как режиссер. Его выдумки, идеи, воля не должны делать детей беспомощными и отказываться от собственного творчества.

Задача педагога — раскрыть возможности при-обретенных детьми знаний, умений и навыков, практически их закрепить в процессе самостоятельного художественного творчества над авторским текстом.
Учитывая специфику драматического искусства, педагог сначала сам, а потом совместно с детьми определяет выбор идейной направленности драматического материала для учебной работы второго года обучения. Они вместе работают над анализом сюжетной линии, главных событий и основного конфликта.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются выездные экскурсии в Подмосковье и другие регионы страны. Посещение музеев способствует воспитанию у обучающихся уважительного отношения к духовному и культурному наследию страны. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и формированию нравственных качеств, является участие в различных тематических мероприятиях, таких, как, например, встречи с детьми из детских домов, оказание посильной помощи малообеспеченным семьям, выездные спектакли в дома престарелых и ветеранов труда. Коллективное участие в мероприятиях, проводимых МГДД(Ю)Т («Неделя игры и игрушки», «Масленица», «День семьи», «Будем знакомы», «Книжкина неделя», «новогоднее представление и др.), развивает в воспитанниках учебной группы коммуникативные качества, творческий потенциал, эмпатию, способствует воспитанию художественного вкуса и социального чувства.
В работе с родителями необходимо обратить внимание на важные моменты:

Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Трансляция наблюдений, которые не могли бы быть получены в семье. Это особенности общения со сверстниками, особенности в процессе учебной деятельности.
Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка.
Совместное формирование и развитие личности ребенка. «Давайте искать вместе». Доверительно-деловой контакт с родителями.

Прежде чем что-либо формировать и воспитывать, надо установить контакт с ребенком:

Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности.
Развивать его индивидуальность.
По возможности предупреждать возникновение возможных тупиков в процессе обучения.
Координировать свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, с целью создать максимально благоприятные условия для развития способностей (разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни).

Понимание, признание и приятие личности ребенка такой, какая она есть в данный момент.
Сотрудничество и помощь в образовательном процессе и организации выступлений и выездов.
Методами оценки результативности работы могут в первую очередь стать психологические «замеры», саморефлексия ребенка по поводу пройденного пути, о качестве произведенного «продукта» — спектакля как результата совместного художественного труда. Результативность реализации прохождения программы, содержащей воспитательные нравственные задачи, трудно замерить. Необходимо сотрудничество с пси-хологом, используя методы наблюдения, тестирования, анализа и т.д.

Усвоение содержания программы подводятся на открытых контрольных занятиях после каждого полугодия. На итоговом занятии в конце каждого учебного года перед педагогами и родителями обучающиеся демонстрируют полученные умения и навыки на драматургическом материале.

Так как развитие и формирование нравственных качеств у ребенка требует длительного времени, то результативность тестируется и проверяется тем, есть ли у обучающегося интерес к делу, творческое настроение и, самое главное, работоспособность, когда ребенок прозревает, открывает для себя, что надо уметь и знать еще больше, когда появляется тяга ко всем другим формам и видам творческой деятельности и самоусовершенствованию техники, когда появляется ответственность к своему выходу на сцену. Дети должны тестироваться педагогом-психологом на первых занятиях после набора в группу и на заключительных занятиях каждого учебного года после прохождения годового содержания программы.

Детский театральный журнал, № 1, 2011

Просмотров: 609 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0