Четверг, 19.09.2024, 05:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная » 2013 » Июнь » 30 » Методика Никитиных
04:26
 

Методика Никитиных

Методика НикитиныхНаверное, это одна из немногих систем воспитания, начинающаяся с момента зачатия и обращающая внимание на период беременности и роды.

Рекомендации основаны как на собственном опыте семьи Никитиных,воспитавшей семерых детей, так и на информации, собранной из разных профессиональных источников. Многие их идеи были новаторскими для своего времени. Но именно они, по мнению авторов, были важны для здоровья мамы и малыша.

Например, рекомендации периодически устраивать будущей маме посты длиной в сутки, иметь регулярные физические нагрузки, как минимум в виде подъема по лестнице или плавания в бассейне, по мнению авторов методики, напрямую относятся к физическому развитию малыша в утробе. Ребенок, испытывающий временный недостаток питательных веществ во время маминого поста, и кислорода, при мамином учащенном дыхании, начинает активнее двигаться, чтобы ускорить ток крови, и как следствие, развивается физически.

Пожелания к врачам, озвученные при рождении Никитиными своего старшего ребенка, стали повседневной практикой в некоторых роддомах лишь недавно. К таким просьбам относится необходимость мгновенного прикладывания к груди, обязательного условия в виде перерезания пуповины только после окончания ее пульсации, отказ от пеленания и чрезмерного утепления младенца и много других.

Основным заблуждением родителей относительно уже родившихся детей авторы считают гиперопеку и одновременно невнимание к своему ребенку. По мнению Никитиных, стерильная атмосфера не дает иммунитету ребенка развиваться, а чрезмерное желание родителей уберечь и обезопасить лишает ребенка возможности получить собственный опыт, а значит, опять же развиваться. Невнимание к ребенку выражается зачастую в игнорировании его потребности в движении, недоверие организму малыша, его способности к саморегуляции, как в еде, сне, так и в терморегуляции. Эти, на первый взгляд, противоречивые утверждения обоснованы и подробно описаны в методике Никитиных.

Физическое развитие ребенка

Пристальное внимание в данной методике уделяется физическому развитию как определяющему дальнейшее качество жизни.

Закаливание

Закаливание должно быть естественной средой жизни, а не небольшими промежутками в постоянном температурном избытке. Рекомендации по закаливанию даются предельно простые – организм ребенка способен к самостоятельной терморегуляции, если его не путать слишком теплой одеждой или нарочито согретыми комнатами. Исключение в виде создания максимального температурного комфорта делается только на период сна, когда мышцы расслабляются, сердцебиение замедляется, и организм отдыхает. Все остальное время ребенка стоит держать в минимуме одежды. Тактильный опыт не только поможет маленькому человечку быстрее освоить собственное тело, но и благотворно скажется на здоровье и формировании интеллекта. Именно поэтому авторы советуют избегать пеленания на время бодрствования, распашонок с зашитыми рукавами, чепчиков и носочков. Маленьких бегунков также предлагают выпускать в путешествие по дому босиком.

Интеллект

Все, что относится к физическому развитию, относится и к интеллекту, пишут Никитины в своих книгах. Грудное вскармливание и отсутствие пеленания запускают природные рефлексы младенца, возможность свободного передвижения и закаливание – дают ему богатый сенсорный опыт. А все это непосредственно связано с развитием интеллекта ребенка.

Но вот ребенок пополз, стал вставать на ножки. Пришло ему время встретиться с обогащенной обстановкой, подготовленной родителями. Под термином «обогащенной обстановки» Никитины подразумевали несколько принципов и приспособлений: свободное передвижение по квартире с возможностью изучать окружающую обстановку – кастрюли, пластилин, ложки, стулья, карандаши и прочее; отсутствие «автоматических» запретов, то есть запрещать лишь действительно опасные вещи; наличие спорткомплекса или заменяющая его возможность передвигаться по всем плоскостям в доме; и, наконец, развивающие пособия и игрушки. На последнем пункте мы остановимся более подробно.

Раннее знакомство с буквами и цифрами через подписанные предметы или карточки, кубики, и инструментами и возможностью их использовать. Тут очень пригодится принцип отсутствия «автоматических» запретов. Острые предметы, клей, спички перестанут быть опасными сначала под присмотром взрослого, а после - непосредственно в руках малыша, если вы научите его этими вещами пользоваться. Такой подход к воспитанию помогает развиться самостоятельности, а, следовательно, творческой и интеллектуальной сторонам личности ребенка.

Игрушки и игры

Свободный доступ к материалам и инструментам не означает, что все свои игрушки ребенку придется делать самому или довольствоваться рисованием и лепкой. Конечно, куклы и машинки будут занимать свое место в детской. А так же те игрушки, которые принято называть развивающими. Больше всего в предметах ребенка привлекает элемент новизны, но он имеет свойство быстро утрачиваться. Новый мишка или новая пожарная машинка исчерпывают свои возможности, если их не удается сделать элементом более масштабной игры. При этом, взаимодействие с мишкой и машинкой быстро начинает двигаться по одному и тому же сценарию. То есть интеллектуальных и творческих усилий почти не требует. В этом и заключается отличие «обычных» игрушек от развивающих.

Никитины сами придумывали и делали игры для своих детей. Например, ими созданные игры «Сложи узор» и «Уникуб», усложняющиеся по мере развития ребенка, не надоедают из-за своей многофункциональности, которую так ценят дети. Множество вариантов выполнения заданий, различие получаемых результатов, все более сложные условия, «растущие» вместе с игроком. Игры, основаны на принципе «от простого к сложному». По мнению педагогов Никитиных, очень важна самостоятельность детей, при выполнении игровых заданий. Конечно, участие родителей только улучшит процесс. Но это участие должно быть творческим – сочинить сказку, описывающую игру, поддержать ребенка в момент неудачи, помочь найти ошибку.

Если суммировать все выше описанное, методика Никитиных стоит на трех основах – естественность, самостоятельность и отсутствие насилия. При всей своей спорности эта система была и остается востребована педагогами и родителями.

Мария Тигранян

Полезные ссылки: игра "Волшебный куб"


Методика Никитиных
Просмотров: 146 | Добавил: seliat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0